Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
В сфере судостроения и судоходства нет простых и быстрых решений и все в этом мире взаимосвязано, особенно в логистике.
Трамп хочет возродить американское судостроение, которое деградировало за последние десятилетия. Сегодня США строят всего 0,1 % глобального тоннажа судов, в то время как лидер Китай – 74%. Чтобы вернуть производство в США и противодействовать растущему доминированию Китая в морских перевозках администрация Трампа планирует ввести специальные портовые сборы с судов, построенных и/или эксплуатируемых в Китае, и поощрения использования судов, построенных в США. Плата за вход в американские порты может достигать до 1,5 млн долларов за судно.
Как пишут американские отраслевые СМИ, американские же перевозчики пытаются переубедить администрацию Трампа, поскольку, как они считают, такие сборы принесут урон в первую очередь американской логистике и экономике, в частности, для торговли и потребительских цен в США.
Американская палата судоходства (CSA) подчеркивает, что возможности судостроения в США в настоящее время недостаточны, ссылаясь на десятилетия упадка отрасли. Это ограничение еще раз подчеркивается данными ICS, согласно которым суда, построенные в США, стоят в четыре раза дороже, чем суда иностранного производства, а сроки поставки специализированных судов превышают 10 лет. Из-за десятилетий забвения морская отрасль США переживает устойчивый спад... мы неизбежно должны полагаться на суда, зарегистрированные в других странах, - говорится в заявлении CSA. CSA также заявляет, что введение портовых сборов само по себе не оживит американское судостроение или флот под флагом США.
Международная палата судоходства (ICS), представляющая более 80% мирового торгового флота, предупреждает, что предлагаемые сборы могут серьезно подорвать торговлю в США и привести к росту потребительских цен. Предлагаемые сборы потенциально затрагивают 98% контейнеровозов, заходящих в порты США. Стоимость экспортных контейнерных перевозок может вырасти с 500 до 2500 долларов, а импортных - с 2500 до 4500 долларов. Некоторые международные операторы предупреждают, что они будут вынуждены прекратить свое обслуживание в США, закрыть свои американские офисы, уволить свой американский персонал и перевести свои корабли на другие рынки.
Что неудивительно, так крупный оператор World Direct Shipping посчитал, что ему могут грозить сборы в размере до 104 млн долл. в год. Стивидорная компания Восточного побережья США предупреждает, что введение сборов разрушит торговлю на всей территории Соединенных Штатов.
Это мнение разделяют и другие представители отрасли, особенно обеспокоенные последствиями для экспорта с/х продукции, энергоносителей, а также для рынка региональных транспортных услуг. Часть грузов будет переориентирована на грузовики, в результате чего каждую неделю границу с Мексикой будет пересекать на 1000 грузовиков больше, что приведет к увеличению заторов на пограничных переходах в Техасе и износу автомобильных дорог США. Кроме того, региональные расходы на каботажные морские перевозки могут вырасти на 100-500%, что потенциально приведет к перебоям в поставках важнейших товаров для обрабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых и строительства.