Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Северный морской путь (СМП) становится все более жизнеспособным судоходным коридором в связи с таянием льдов. Этот маршрут предлагает значительно более короткий путь между Европой и Азией по сравнению с Суэцким каналом, что сокращает транзитное время и расход топлива для мировой торговли
Россия располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом, насчитывающим более 40 судов, включая 7 атомных ледоколов. Ожидается, что их число будет расти, и к 2035 году планируется иметь 13 мощных ледоколов
Китай эксплуатирует два ледокола, третий находится в стадии строительства. Планируется также и строительство атомного ледокола.
Обе державы вместе располагают примерно 42-45 действующими ледоколами, и в настоящее время происходит значительное расширение флота. Страны доминируют по численности, ядерным технологиям и опыту арктических операций, ставя во главу угла суверенитет и экономический контроль.
С другой стороны, ключевые западные страны, в настоящее время эксплуатируют около 22-30 ледоколов, и ожидается расширение флота. Эти суда выполняют различные функции, включая исследования, операции береговой охраны и поддержку торговли. Хотя западный флот отстает в развитии мощного арктического потенциала, предпринимаемые усилия по модернизации направлены на то, чтобы бросить вызов евразийскому доминированию в полярном судоходстве.
И сюда же вступает Южная Корея. Проект строительства передового ледокола вновь продвигается вперед, что ставит страну в ряд стран, включая США, Канаду, Россию, Китай и Германию, инвестирующих в расширение и модернизацию своего ледокольного флота.
Первоначально запуск проекта был запланирован на 2027 год, но сроки были сдвинуты из-за различных проблем, включая нехватку финансирования, которая еще больше затормозила прогресс.
Однако теперь, когда бюджет увеличен с 260,5 млрд. вон ($180 млн.) до 317,6 млрд. вон ($220 млн.), власти ожидают получить несколько предложений от судостроителей, когда в мае начнется тендерный процесс.
•С момента получения статуса наблюдателя в Арктическом совете в 2013 году Южная Корея активно участвует в экономических инициативах, политических дискуссиях и научных исследованиях в регионе. Развитие ледокольного флота страны, наряду с модернизацией флота других государств, может сыграть ключевую роль в формировании геополитической динамики СМП.
Инвестиции Южной Кореи отражают усилия США и Канады догнать Россию, что может привести к созданию коалиции западных государств, которые бросят вызов российско-китайскому контролю.