Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет

Выступая на VI Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», Президент России вновь поднял тему строительства Трансарктического коридора и соединения портов Северного морского пути с железнодорожной сетью страны. В Красноярском крае считают, что в дальнейшем Северный широтный ход надо бы продлить и до морских портов Енисея. 

Идея прокладки железной дороги вдоль северного побережья России с целью выхода к портам на Севморпути возникла еще в середине XX века. В конце 1940 х годов силами заключенных за Полярным кругом было начато строительство линии Чум – Салехард – Коротчаево – Игарка. На сооружении железной дороги трудилось до 70 тыс. человек, и часть трассы была даже наспех построена. Однако после смерти Сталина стройку забросили. 

За четыре года на участке от Турухана до Ермаково в сторону Игарки успели построить многое. Но многие инженерные сооружения и саму насыпь уже давно уничтожили вечная мерзлота и время.

Мостовой переход через реку Турухан

Оставшиеся в лесотундре остатки лагерей, насыпей, мостов и даже паровозов до сих пор привлекают туристов, а сама трасса получила неофициальное название «Мертвая дорога». Но необходимость соединения добывающих центров Западной Сибири с основной сетью железных дорог страны никуда не исчезла. 

Больше всего повезло западной части несостоявшейся Трансполярной магистрали. Часть участков там была все-таки построена и запущена, на части (например, Надым – Пангоды) сейчас активно идут работы по реконструкции пути. Регулярное пассажирское движение открыто до Нового Уренгоя, а грузовые составы ходят и дальше на север по ведомственным участкам. 

Работы по завершению строительства (усилению) железнодорожной линии Надым – Пангоды протяженностью 110 км должны завершиться в 2027 году 

Но как единое целое – северный дублер Транссиба – СШХ до сих пор не функционирует, несмотря на неоднократные попытки его достроить. Как нет и моста через р. Обь у Салехарда и рельсов далее на правый берег Надыма. 

Железная дорога из центра страны до сих пор заканчивается на левом берегу Оби, на ст. Лабытнанги. Чтобы попасть в Салехард и далее на восток, приходится пользоваться паромной переправой 

Поэтому глава государства в очередной раз поднял вопрос о разгрузке Транссиба и создании прямого выхода регионов Сибири, Урала, Северо-Запада России к арктическим портам с целью развития морских перевозок. 

«Нам предстоит по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, реализовать проект развития Арктического полигона железных дорог, включая модернизацию Северной железной дороги. Чтобы повысить логистическую устойчивость Трансарктического коридора, прошу правительство определить планы в развитии прилегающей к портам инфраструктуры. Прежде всего имею в виду соединение морских гаваней с железнодорожной сетью страны», – сообщил Президент России. 

Обсуждение необходимости достройки Северного широтного хода вновь подняло вопрос о продлении в будущем дороги до Заполярья Красноярского края. Речь идет о повторной ее прокладке на участке от Коротчаево до Игарки (бывшая 503 я стройка) с продлением до главного морского порта на Енисее. Сама Дудинка уже давно связана с Норильском железной дорогой. 

Укладка железнодорожного полотна на отрезке будущего Северного широтного хода 

Его поддерживает и член комитета по развитию северных и арктических территорий и делам коренных малочисленных народов Заксобрания Красноярского края Сергей Сизоненко: 

 Еще в 1947 году руководство страны осознавало высокую значимость этой Трансполярной магистрали. В современных реалиях, когда осваивается все больше новых месторождений, доставка грузов по железнодорожным путям станет самым наилучшим вариантом. Это однозначно благотворно повлияет как на российскую Арктику, так и на безопасность всей страны в целом.

Понятно, что в текущих экономических условиях всерьез рассуждать о строительстве трассы до Норильска в обозримом будущем не приходится. Понимает это и высшее руководство страны – здесь хотя бы нужно найти средства на дальнейшее расширение Восточного полигона РЖД, достройку самого СШХ и веток к северным морским портам к западу от Енисея. 

Прокладка железной дороги на Севере в Западной Сибири 

Впрочем, глава государства призвал относиться к Трансполярной магистрали как к стратегическому ориентиру, приведя в пример аналогичный грандиозный проект Российской Империи: 

Сегодня сама идея о строительстве Транссибирской магистрали через всю страну до Тихого океана служит для нас примером стратегического видения будущего, когда в расчет принимаются не только текущие потребности и обстоятельства, но и интересы страны на столетия вперед. Именно таким подходом мы должны руководствоваться и при развитии Трансарктического коридора», – поведал Президент России. 

В Енисейском заливе строится крупнейший нефтеналивной причал России, а рядом и большой угольный терминал 

Что ж, освоение богатых металлами недр Норильского промрайона продолжается, а к северу от него на Таймыре активно реализуются крупнейшие проекты по добыче нефти и каменного угля. Расчетных запасов там хватит на многие десятилетия вперед, и для их экспорта по Севморпути в низовьях Енисея сейчас возводятся два новых глубоководных порта. 

 

Так что вполне вероятно, что амбициозный проект Трансполярной магистрали до Норильска, а может, и далее, станет когда-то актуален и возможен.