Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Как и ожидалось, глава Правительства РФ Михаил Мишустин подписал решение, на основе которого статус Единого морского оператора северного завоза другим решением приобрела компания «Росатом Арктика», заблаговременно созданная в декабре 2023 года во главе с бывшим нижегородским мэром и бизнесменом Владимиром Пановым.
Пилотный проект северного завоза с участием компании «Росатом» будет реализован в текущем году на Чукотке. Новый формат государственной монополизации северного завоза предполагает, помимо наличия единого оператора, запуск федеральной государственной информационной системы северного завоза, которая будет следить за поставками.
Роль координатора процессов со стороны государства будет играть министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Как обычно, государство утверждает, что созданная им монопольная конструкция сделает все процессы проще, быстрее и дешевле, но в этом еще предстоит убедиться.
«Росатом» не сразу стал ведущим игроком на Северном морском пути. В качестве основания для такого статуса использовался факт владения атомными ледоколами, без которых невозможна проводка судов. Правда, глобальное потепление, согласно различным прогнозам, приведет к таянию льдов, когда ледоколы в Арктике не потребуются. По некоторым оценкам, это может случиться в 2027 году. Понимая это, компания «Росатом» срочно реализует свои интересы в плане контроля над Арктикой, а также продвигает дорогостоящую программу строительства новых ледоколов.
Окончательно компания «Росатом» получил статус оператора Северного морского пути (СМП) в 2022 году, когда был принят соответствующий закон. Для этого ему пришлось выиграть в лоббистской борьбе с Минтрансом и входящим в его состав Росморречфлотом, который традиционно ведал выдачей разрешений на проход по СМП. Одной из жертв этой борьбы пал министр транспорта Евгений Дитрих, ушедший в отставку в 2020 году, чтобы уступить место Виталию Савельеву, который, как и сам Михаил Мишустин, лояльно относился к продвижению интересов компании «Росатом».
За этим последовала реализация плана по сосредоточению в тех же руках северного завоза. Эта еще советская практика предполагает организацию поставок жизненно необходимых товаров в районы Крайнего Севера с ограниченным по природным и инфраструктурным причинам сроком транспортного сообщения. Новый специальный закон о порядке организации северного завоза был принят летом 2023 года. И вот в рамках этого закона появился единый оператор.
Из регионов значительная часть северного завоза поступает в Саха (Якутию). Крупными получателями являются Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Ненецкий АО и др. Начать пилотный проект решили с Чукотки. Компания «Росатом Арктика» получила трехлетний контракт с регионом, в рамках которого она берет на себя всю логистику доставки.
Северный завоз – это совсем не благотворительность. Сейчас региональные власти вынуждены брать деньги в долг, чтобы профинансировать субсидии для участников программы. В этом году Минфин решил выделить на предоставление таких кредитов 10 млрд рублей. Регионам этого не хватает, а также они просят увеличить сроки предоставления кредитов. Субсидии от государства получают транспортные компании, различные муниципальные предприятия и муниципальные власти.Среди прочих важную роль в северном завозе играют РЖД. Компания не занимается финальными морскими перевозками, однако играет важную роль на стартовом этапе и получает финансирование за перевозку грузов до портов, откуда осуществляются морские перевозки. Центр со своей стороны будет полностью финансировать создание и работу инфраструктуры для обеспечения северного завоза, сняв эту нагрузку с регионов.
Государством по установившейся привычке создана нерыночная схема северного завоза, управлять которой будут компания «Росатом» и Минвостокразвития, и которая основана на государственных субсидиях и кредитах, которых не всегда будет хватать. Без проблем явно не обойдется, но со временем, вероятно, и северный завоз придет в норму.
"Росатом Арктика" не исключает формирования собственного грузового флота
Компания "Росатом Арктика", назначенная единым морским оператором северного завоза, не исключает формирования собственного флота для осуществления грузоперевозок. Об этом ТАСС сообщил спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов в кулуарах Международного арктического форума.
"Безусловно мы видим необходимость формирования собственного флота, потому что, к сожалению, констатируем и прогнозируем дефицит флота", - сообщил Панов. В первую очередь, отметил он, необходим флот для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ). "Это узкое место, и все регионы, которые, обеспечивают завозку ГСМ, прекрасно знает о дефиците танкеров. И переход на собственный флот - это, конечно же, следующий этап, который требует и проработки, и подготовки. В основе должна лежать финансово-экономическая модель. Нужно понимать, что строительство нового флота может привести к росту стоимости перевозок. Поэтому, прежде чем начинать что-то предпринимать в этом направлении, необходимо сделать экономику, которая будет понятна регионам, будет поддержана и верифицирована правительством", - отметил Владимир Панов.
Ранее, выступая на форуме, он сообщил о двух трендах, которые в настоящее время наблюдаются с сфере грузоперевозок по Севморпути. Это проблема дефицита флота и проблема устаревания судов. По словам Владимира Панова, дефицит судов для перевозки ГСМ - следствие высокой инвестиционной активности в регионе. "Активность реализации проектов на Северном морском пути очень высокая, а любой инвестиционный проект забирает флот для перевозки грузов", - отметил Панов. Второй тренд, по его словам - устаревание снабженческого флота. В настоящее время средний возраст судов, работающих на СМП - 20 лет, и нет ни одного судна младше десяти лет. "Поэтому приоритетная задача единого морского оператора - выстроить долгосрочную финансово-экономическую модель, которая позволит начать строительство судов, чтобы мы не пришли к тому, что в 2030 году средний возраст судов будет 31 год", - подчеркнул спецпредставитель Росатома.