Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет

В условиях глобального изменения климата и растущей угрозы повышения уровня моря, страны мира, особенно прибрежные, принимают меры для защиты своих территорий. Однако недавние события в Арктике и Балтийском море подчеркивают не только экологические, но и геополитические риски, связанные с изменениями климата.

Россия активно инвестирует в развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП), рассчитывая на то, что этот маршрут станет жизненно важным экономическим коридором для глобальных грузоперевозок и экспорта полезных ископаемых. Недавно правительство пересмотрело план развития СМП, объявив о вложении почти 20 трлн. рублей  в ледоколы, порты, терминалы и спасательные центры до 2035 года.

НАТО рассматривался сценарий, чтобы объявить исключительные экономические зоны (ИЭЗ) всех стран-участниц альянса недоступными для российских судов. Однако этот сценарий, к счастью, так и не был реализован. Россия также не намерена закрывать СМП для движения западных судов, подтвердил помощник президента России Николай Патрушев.

Гаагский центр стратегических исследований (HCSS), доклад которого изучил аналитический центр "Акценты", отмечает: уже в ближайшем будущем СМП может стать реальной альтернативой перегруженным Суэцкому каналу и Малаккскому проливу. Поскольку арктические льды продолжают таять, СМП становится более коротким и экономичным путь для Евразии, вызывая интерес у Китая и Индии.

Россия остаётся доминирующим игроком в сфере арктических ледокольных технологий, обладая более чем 50 ледоколами, в том числе единственным в мире атомным флотом. Однако для круглогодичной навигации в Арктике требуется еще больший флот мощных ледоколов, специализированная портовая инфраструктура и обширная сеть морской логистики.

Своё участие в развитии Арктики и Северного морского пути, а также в интересах логистики региона в будущем видит Республика Беларусь.

Сейчас Арктика — это не просто зона геополитического противостояния, а стратегически важный транспортный хаб. Белоруссия заинтересована в использовании Северного морского пути для транспортировки своей продукции, особенно калийных удобрений, и других видов ресурсоёмкой продукции. Интерес Минска к Арктике не нов — ещё с 2011 года Республика Беларусь разрабатывает программы, направленные на взаимодействие с Россией по вопросам освоения северных широт, включая полярные исследования и участие в экспедициях

Белорусские специалисты активно занимаются мониторингом, а в 2015 году страна расширила свои инициативы в рамках Союзного государства. Сегодня, когда роль Арктики в международной логистике становится всё более значимой, Беларусь готова взять на себя активную роль в подготовке специалистов для освоения новых транспортных маршрутов

Республика также заинтересована в развитии портовой инфраструктуры, включая проекты по строительству и модернизации портов в Ленинградской и Мурманской областях. Белорусские промышленные предприятия, включая карьерные самосвалы и другие тяжелые машины, могут сыграть важную роль в арктических проектах, что ещё раз подчеркивает важность кооперации для успешного освоения региона

Особое внимание стоит уделить политической составляющей этих инициатив. Белоруссия не просто стремится улучшить свою логистическую инфраструктуру, но и активно участвует в политическом процессе, продвигая свою позицию по поводу новых транспортных коридоров в Арктике, обеспечивая тем самым баланс сил в регионе

С учетом текущих геополитических реалий и необходимости поиска альтернативных логистических путей, Арктика становится не только стратегически важной для разработки природных ресурсов, но и важнейшей артерией для глобальных торговых потоков.

Стремление укрепить свои позиции в международной логистике и создать новые экономические возможности демонстрирует Казахстан. На VI Международном арктическом форуме в Мурманске Министерством транспорта Казахстана представлен проект участия Восточно-Казахстанского региона участвовать в развитии грузооборота по Обь-Иртышскому транзитному коридору с выходом на трассы Севморпути.

Президент России Владимир Путин обозначил амбициозные планы по развитию Северного морского пути (СМП) как ключевого элемента Трансарктического транспортного коридора. Этот маршрут должен связать гг. Санкт-Петербург и Владивосток, улучшая транспортные связи не только в России, но и с международными партнёрами. Планируется строительство новых ледоколов, модернизация портов и железных дорог, что должно привести к увеличению грузопотока по СМП до 70–100 млн. тонн к 2030 году.

В то же время Казахстан активно развивает свою логистическую инфраструктуру на востоке страны. В Зайсане, Восточно-Казахстанская область, планируется создание крупного логистического хаба, включающего речной порт в поселке Тугыл с выходом на Иртыш, Обь и далее на Северный морской путь. Предполагаемый объём грузоперевозок — 2 млн тонн на первом этапе и до 10 млн тонн в перспективе. Параллельно обсуждается создание нового железнодорожного пункта перехода с Китаем, что значительно расширит логистические возможности региона.

Взаимодействие между Россией и Казахстаном на фоне этих инициатив приобретает особую значимость. Создание мультимодальных маршрутов, соединяющих Арктику с Центральной Азией и Китаем, открывает новые возможности для транзита и увеличения грузооборота. Одновременно с этим усиливается конкуренция за контроль над ключевыми арктическими портами и маршрутами.

Итог этих проектов очевиден: Россия стремится сделать Северный морской путь ключевым звеном в глобальной логистике, связывающим Европу и Азию. Казахстан, в свою очередь, планирует использовать внутренние водные пути и новый логистический хаб в Тугыле, чтобы получить доступ к российским арктическим маршрутам. Оба проекта дополняют друг друга и имеют высокий потенциал для создания единой мультимодальной сети. Но дальнейший успех зависит от скоординированности усилий, интеграции инфраструктур и политической воли обеих сторон.

Продолжать развитие проектов международного транзита по Севморпути намерен Росатом. Севморпуть должен стать опорной транспортной инфраструктурой. Об этом заявил генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев на Международном арктическом форуме.

Здесь у нас уникальное пространство, огромное, которое имеет потенциал к развитию, и грех им не воспользоваться уже не в северном, не в арктическом, а в российском смысле этого слова. Связь с наземной инфраструктурой, автомобильной, железнодорожной <…> - все это может быть использовано, но не как морской канал, а как северная опорная транспортная инфраструктура - и в интересах поддержки экспорта наших проектов, и в интересах международного транзита. И мы будем "наигрывать" со странами Персидского залива, странами Большого Юга, Китайской Народной Республики, Индии эти международные проекты, - сказал глава компании Росатом.