Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет

Во время исторического визита Президента России Владимира Путина в Индию будет обсуждаться проблема торгового дисбаланса. Китай является основным торговым партнером России как по импорту, так и по экспорту; Индия же занимает второе место по российскому экспорту, но не входит даже в двадцатку стран по импорту в Россию.

Торговый дисбаланс связан с увеличением зависимости Индии от дисконтированной российской нефти и поставок вооружений. Сейчас почти 40% поставок оружия в Индию - российские. А доля российской нефти в импорте выросла с менее чем 2% до более чем 40% к июню 2024 года.

Российско-индийские отношения сформировались еще в годы Холодной войны. Однако затем претерпели революционные изменения, особенно после реформ либерализации, приватизации и глобализации, проведенных в Индии в девяностые годы Правительством Индии Нарасимы Рао.

Исследовательский фонд Observer (ORF), доклад которого отмечает, что в условиях продолжающейся эволюции глобальных стратегических и экономических альянсов, блок БРИКС укрепил свои позиции как  платформа для развивающихся экономик. Недавнее расширение БРИКС за счет ресурсно богатых стран, таких как Египет, ОАЭ и Иран, дополнительно усилило экономическую мощь блока. В настоящее время расширенный БРИКС охватывает примерно 45% мирового населения и 30% глобального ВВП, что подчеркивает его растущее влияние на международной арене.

В условиях ужесточения западных санкций Россия все больше рассматривает БРИКС как выход на альтернативные экономики, в то время как Индия использует эту платформу для демонстрации своей стратегической автономии, балансируя между восточными и западными партнерами.

Однако в отличие от Китая и России, которые рассматривают БРИКС как антизападный блок, Индия воспринимает БРИКС как платформу для продвижения многополярного миропорядка.

На этом фоне Россия и Индия продолжают укреплять сотрудничество в Арктике. На данном этапе особую роль играет развитие научных и гуманитарных обменов. Взаимодействие выходит за рамки сугубо экономических проектов — важной становится общественная дипломатия, объединяющая научные, образовательные и экспертные круги.

В г. Нью-Дели прошла конференция «Северный форум — Индия», направленная на поиск новых точек соприкосновения в исследовании Арктики, обсуждение совместных экспедиций и развитие образовательных программ. В частности, обсуждалось участие индийских исследователей в работе российской ледостойкой платформы «Северный полюс», что может стать важным шагом в расширении сотрудничества между странами.

Для России привлечение Индии — попытка диверсифицировать международные связи в условиях западных санкций и создать условия для более широкого партнёрства. Для Индии Арктика — прежде всего вопрос логистики и энергетики. На фоне нестабильности в Красном море и перегруженности Суэцкого канала интерес к Северному морскому пути выглядит логичным, но пока индийские компании не вкладываются в его развитие и не участвуют в строительстве инфраструктуры. В нефтегазовом секторе ситуация похожая: Индия остаётся одним из крупнейших мировых потребителей нефти и СПГ, но пока не участвует ни в одном из российских арктических проектов. Переговоры об участии в проекте «Восток Ойл» ведутся, но конкретных соглашений нет, а от закупок СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» Индия официально отказалась из-за западных санкций.

Сдерживающими факторами остаются бюрократическая осторожность Нью-Дели, нежелание портить отношения с Западом, а также отсутствие уверенности в рентабельности долгосрочных инвестиций в российскую Арктику. Параллельно Индия балансирует между разными центрами силы, избегая жёсткого выбора в пользу какого-либо блока, что делает её подход к арктическому сотрудничеству максимально осторожным. В итоге, несмотря на высокие ожидания и дипломатические сигналы, пока всё остаётся на уровне дискуссий и рабочих групп.

Пока Индия в Арктике скорее теоретизирует, чем действует. Следующий шаг зависит от готовности Индии перейти от меморандумов к реальным проектам. Но этот переход требует не только политических решений, но и готовности выйти за пределы комфортных переговорных залов.

В преддверие готовящегося визита Президента РФ Владимира Путина в Индию оттуда пришли хорошие для России новости. Ставки фрахта для перевозки нефти сорта Urals из балтийских портов России в Индию продолжают снижаться. Это связано с увеличением предложения услуг от западных судовладельцев, поскольку цена на Urals уже почти месяц торгуется ниже установленного ценового потолка.

На данный момент стоимость транспортировки нефти сорта Urals из портов Приморска и Усть-Луги упала до $7 млн. в одну сторону. Несмотря на текущее снижение, ставки фрахта все еще значительно выше, чем в начале января, когда стоимость перевозки нефти из балтийских портов в Индию составляла всего $4,7-4,9 миллиона.

В марте мировые цены на нефть ослабли, что также сказалось на стоимости Urals с портов отгрузки в России, которая опустилась ниже $60 за баррель. Это позволило западным судовым компаниям предлагать свои услуги по более конкурентоспособным ценам.

Снижение ставки произошло после достижения максимума за последние 12 месяцев в начале марта. Резкий рост ставок фрахта был зафиксирован после завершения периода сворачивания операций для судов и компаний, попавших под "адские" санкции США 10 января.

В результате продавцам российской нефти пришлось срочно искать новые суда для замены тех, которые не могли больше осуществлять перевозки. Но поиски завершились успешно: Индия заинтересована в бесперебойных поставках российского топлива. Ожидается, что этот вопрос станет одним из главных во время визита Владимира Путина.