Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев провел в г. Архангельске совещание по вопросу развития портовой инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора (ТАТК).
По словам Николая Патрушева, на фоне попыток Запада сдержать развитие России на море, в том числе за счет наращивания сил НАТО в Арктике, коридор от порта Санкт-Петербург до порта Владивосток. приобретает особое значение с точки зрения выхода в Мировой океан, обеспечения гарантированного доступа к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки.
«Для нашей страны - это не только прямой выход на мировые рынки, но и возможность обеспечить связанность приморских регионов и страны в целом, дать импульс социально-экономическому развитию и решению задач, поставленных президентом Российской Федерации», - сказал председатель Морской коллегии.
Говоря о превращении ТАТК в одну из основных транспортных магистралей РФ, он заявил о необходимости соединения арктических морских портов с инфраструктурой железных и автомобильных дорог, внутренними водными путями.
«Учитывая, что только треть арктических портов имеет железнодорожное сообщение, и в связи с прогнозируемым увеличением объемов перевозки грузов требуется развитие подводящей транспортной инфраструктуры. Следует обеспечить сопряжение морских портов с железнодорожным, автомобильным видами транспорта, внутренними водными путями страны», - подчеркнул помощник президента.
«Порты Трансарктического коридора должны стать «точками роста» для приморских регионов. Их необходимо трансформировать в современные, мультимодальные транспортно-логистические хабы, развитие которых должно быть тесно увязано с комплексным развитием прилегающих территорий и шельфовой зоны», - отметил помощник президента.
Он сообщил о реализации инвестиционных проектов по развитию морских портов Мурманск, Архангельск, Сабетта, планах по реконструкции причалов порта Дудинка, строительстве новых мощностей в порту Диксон. И добавил, что планируемый рост грузопотока будет обеспечиваться с использованием крупнотоннажных судов.
«Объективно возрастает потребность в обеспечении необходимых глубин и проведении дноуглубительных работ. Учитывая уход с российского рынка крупнейших европейских дноуглубительных компаний и значительный рост стоимости на этом фоне дноуглубительных работ, проводимых силами китайских компаний, необходимо строить собственный дноуглубительный флот, способный работать, в том числе в арктических широтах», - сказал Патрушев.
Также в целях повышения безопасности мореплавания высокую актуальность имеет решение задач по обеспечению связи и навигации в высоких широтах.
«Необходимы разработка и внедрение технологических решений по использованию специальных автономных средств позиционирования судов, обеспечивающих необходимую точность и являющихся более устойчивыми к помеховым воздействиям, в том числе преднамеренным. Не менее важно обеспечить мониторинг ледовой обстановки и условий судоходства в арктических широтах», - подчеркнул председатель Морской коллегии.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский рассказал о проекте строительства нового глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе. Его реализация позволит принимать суда дедвейтом до 75 тысяч тонн и обеспечит круглогодичный выход к мировым рынкам — в обход акваторий недружественных стран.
«При этом грузовая база порта не пересекается с другими арктическими портами, что делает проект по-настоящему уникальным и дополнительно усиливает конкурентные преимущества Архангельска как опорной точки Северного морского пути. Этот проект уже включён в мастер-план развития Архангельской агломерации. Он станет центральным элементом агломерационного развития региона и важной частью системной работы по обеспечению транспортного и логистического суверенитета нашей страны», - отметил глава региона