Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
В обсуждаемой схеме может принять участие Объединенная судостроительная корпорация или спецкомпания с госучастием под потребности Севморпути.
В пресс-службе Минпромторга сообщили, что «в соответствии с поручением президента» министерство «прорабатывает такой механизм». «Однако на данный момент параметры его реализации находятся на стадии формирования совместно с отраслевым сообществом, при этом не подразумевается создание отдельного законопроекта для этих целей», — подчеркивают в ведомстве.
«Единым окном», в частности, по информации нескольких собеседников, можно стать Объединенная судостроительная корпорация, которая с октября 2023-го находится в управлении ВТБ. В Минпромторге подтвердили, что ОСК фигурирует в обсуждении возможного механизма. С такой инициативой, как указывают источники Рв начале года к Президенту России Владимиру Путину обратился председатель совета директоров ОСК, глава ВТБ Андрей Костин.
Если корпорация получит этот статус, компании — операторы флота должны будут направлять в ОСК заявки на покупку судов за рубежом. Закупка через «единое окно» будет распространяться только на суда, которые российские компании планируют покупать с господдержкой — будь то прямые субсидии на покупку или субсидирование процентной ставки по кредитам. Компании, которые приобретают суда за свой счет, не обязаны будут согласовывать такую закупку.
Если ОСК может самостоятельно построить судно соответствующего класса и назначения, она будет вправе ограничить закупку за рубежом и предложить строительство на своих верфях.
Идея в том, чтобы по максимуму сохранить бюджетные деньги в России. Если частная или государственная компания планирует покупку серии судов, а ОСК увидит, что часть из них сможет построить на своих мощностях, заказчик должен будет разместить часть этого заказа на российских верфях. Даже если строительство этих нескольких судов будет дороже зарубежных аналогов. Потому что оно позволит увеличить налоговые поступления, обеспечит работой смежные отрасли и позволит освоить технологию строительства.
Предложение Андрея Костина, по информации одного из собеседников, основано на том, что работу по приобретению судов за рубежом через ОСК целесообразно организовать, обеспечивая последовательную локализацию производства таких судов на существующих и развиваемых площадках в России.
На вопрос о размере комиссии с заказчика, в случае если ОСК получит особый статус, в самой корпорации ответили, что речь идет не о заработке, а «о поддержке развития производственных площадок».
Мы вкладываем существенные средства, в результате чего планируем нарастить возможности в выпуске как раз тех судов, которые наши заказчики пока вынуждены приобретать за рубежом. Поэтому в настоящий момент нам важно в такой работе, даже на безвозмездной основе, прорабатывать по каждому судну мероприятия, чтобы построить его в России, — подчеркнули в пресс-службе ОСК.
ОСК предложила властям ограничить работу «ветхих» судов.
ОСК, которая находится в управления банка ВТБ, отравила такое предложение на имя Президента РФ В.В. Путина. В нем говорится, что использование устаревших судов, в первую очередь тех, что работают на внутренних водных путях и средний возраст которых составляет 40 лет, несет риски безопасности плавания и экологии. Кроме ограничений ОСК предлагает также реализовать программу поддержки спроса на новые суда.
Глава государства поручил первому вице-премьеру Д. Мантурову и вице-премьеру В. Савельеву проработать вопрос, с учетом позитивного опыта решения аналогичной проблемы обновления парка устаревших железнодорожных вагонов. Тогда предельный срок их службы был ограничен на законодательном уровне, что обеспечило обновление подвижного состава российских железных дорог.
Только мы не знали, что оказывается «древние суда», а также «музейные экспонаты» российского гражданского флота надо называть «ветхими». Теперь будем использовать этот официальный термин.
Объединенная судостроительная корпорация — крупнейшая российская государственная судостроительная компания с численностью работников более 100 тысяч человек. В нее входит 40 проектно-конструкторских бюро и различных заводов, находящихся в 15 регионах России. Ввиду достигнутых ОСК выдающихся финансовых результатов в 2023 г. управление ей было передано «Банку ВТБ». По сообщениями СМИ «Банк ВТБ» до сих пытается разобраться с тем, что ему досталось и что дальше делать.
Намерения включиться в реновацию «ветхого» гражданского флота очень положительные. Главное, чтобы в силу традиций работы ОСК, стоимость нового судна «река-море» в ее исполнении не оказалась сопоставимой со стоимостью фрегата или корвета.
Сегодня на территории страны ремонтируется менее 30% российских судов. При этом, что касается Арктики, то, например, в портах Мурманска и Архангельска сформирована развитая инфраструктура для ремонта и комплексного обслуживания флота.
Но спрос из смежных бассейнов на эти мощности пока низок: в движении по СМП в течение 7 месяцев в году ограничены 94% плавсредств Дальневосточного бассейна и 87% – Балтийского.
Кроме того, для предприятий судоремонта характерен высокий уровень износа производственных мощностей. Так, в Арктике средний возраст плавдоков – 51 год, а единственного сухого дока – 84 года.
Как увеличить объем ремонта судов на отечественных верфях? Ситуацию изменит строительство и развитие мощностей.
В Арктике и на Дальнем Востоке это потребует 153 млрд рублей инвестиций. В результате максимально возможное к 2035-му число ремонтов в год вырастет с менее чем 120 до свыше 430, а доков – с 14 до 36».
Плюс – создание свыше 1,7 тыс. рабочих мест и увеличение более чем на 21 млрд рублей ежегодного вклада отрасли в валовый региональный продукт (ВРП).
Для достижения таких результатов необходима серьезная государственная поддержка предприятий судоремонтной промышленности.
Эксперты сформулировали предложения как по прямым мерам господдержки (например, компенсации капитальных затрат, льготным кредитам), так и по дополнительным.
Среди последних: совершенствование опытно-конструкторских работ (субсидирование 100 % ставки по кредитам на развитие мощностей для ОКР), создание и реализация программы развития судоремонта в Арктике и на Дальнем Востоке, ускорение таможенных и визовых процедур.
В целом направления поддержки, приоритетные для судоремонтных предприятий, включают в себя: снижение затрат на электроснабжение, проведение дноуглубительных работ, совершенствование законодательного регулирования, содействие в решении проблем кадрового обеспечения.
Росморречфлот в апреле–мае проверит все танкеры «река-море»
Со следующего месяца начнется инспекция всех танкеров «река-море», которые эксплуатируются под флагом РФ, рассказали в Росморречфлоте.
Ее целью является анализ безопасности работы подобных судов. Проверка должна установить соответствие данных кораблей перевозке определенных типов грузов, уточняет ведомство.
Отмечается, что Росморречфлот в прошлом году уже провел более 2,5 тыс. осмотров кораблей, более половины не обошлись без замечаний. Отказ от выхода судна из порта выдавался 71 раз, 19 из них касались танкеров с нефтью.
Глава Ространснадзора Виктор Басаргин уже сообщал, что проверка всех нефтеналивных судов РФ будет завершена в апреле, а правовой базы эксплуатации танкеров — в мае текущего года.
«НиК»: два танкера «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» класса «река-море» затонули в сильный шторм 15 декабря в акватории Керченского пролива. Они везли порядка 9,2 тыс. т нефти. По нормам, которые действовали ранее, эти корабли не должны были эксплуатироваться в данное время года, когда в черноморском бассейне часто штормит. Тем не менее они не только работали в зимнее время, но и стояли на якоре в открытом море во время шторма.
В результате крушения погиб один член экипажа этих судов, многие пострадали. Кроме того, был нанесен огромный ущерб экологии побережью Краснодарского края, последствия разлива мазута убирают до сих пор. При этом в море, по информации Минтранса, попало 2,4 тыс. т мазута, какую- то часть удалось откачать с кормы «Волгонефть-239». Однако в затонувших частях двух танкеров все еще находятся 3,1 тыс. т мазута, сообщали в ведомстве.