Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Американцы ещё в 2020-м году сделали стратегическую ставку на возврат морского господства. Тогда Дональд Трамп подписал указ с символичным названием — «О восстановлении морского господства Америки». Он стал программным документом: реанимация судостроения, наращивание ВМС, защита торгового флота под флагом США. Уже тогда в Белом доме всерьёз задумались о создании управления по судостроению и о новой кадровой политике в отрасли.
Планы, обозначенные в 2020-м, легли в основу новой логики морской политики США. А значит, и вызовы для России остаются в силе.
На этом фоне Николай Патрушев в интервью «Коммерсанту» напомнил: Россия пошла своим курсом ещё до американской встряски. Управление по вопросам морской политики, стратегия ВМФ, закон о судостроении, межведомственная комиссия — всё это заработало до заявлений из Вашингтона.
Фокус смещается: не просто военный ответ, а ставка на суверенное судостроение. Гражданская часть отрасли в последние десятилетия развивалась фрагментарно — заказы часто уходили за границу, а системной модернизации внутри страны не происходило. Сейчас идёт восстановление технологической базы и подготовка новых кадров. Судостроительные вузы получают импульс к развитию, верфи возвращают утраченную загрузку, научные роты работают прямо на заводах. На очереди — создание Национального исследовательского центра имени Крылова.
Будет ли гонка? Похоже, да. Но Россия в неё вступает не из страха отстать, а с расчётом идти своим маршрутом. Особенно — в Арктике. Северный морской путь — не просто трасса, а часть Трансарктического транспортного коридора, где у России уже есть флот, ледоколы и амбиции, но флот требует решительного обновления.
В мае 2025 года в морских портах Российской Федерации пройдёт концентрированная инспекционная кампания по безопасности нефтеналивных судов типа «река-море», плавающих под государственным флагом Российской Федерации. Это позволит установить уровень соответствия требованиям флота при перевозке грузов определенного типа.
Вопросы обеспечения безопасности судоходства в морских портах обсуждались на 54-м заседании экспертного совета руководителей морских портов под председательством руководителя Росморречфлота Андрея Тарасенко. Подробности публекуются в материалах пресс-службы агентства.
Президент РФ Владимир Путин поручил Минтрансу России провести ревизию нормативной базы по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также состояния российских танкеров. Проверка танкерного флота должна быть завершена до 1 июня 2025 года.
В январе-феврале 2025 года были разработаны и согласованы руководство по проведению инспекционных кампаний и вопросник, куда в том числе входит информация о состоянии корпуса корабля и требованиям к его оборудованию для перевозки грузов определенных типов, плавания в определенных регионах, наличия на борту системы управления безопасностью.
Как отметил начальник отдела взаимодействия и анализа результатов ГПК ФГБУ «ИАСЦ» Никита Балыков, немаловажным пунктом является повышение осведомлённости среди экипажей и судовладельцев касательно соблюдения судебных требований по перевозке определенных типов грузов и соблюдению разрешённых условий плавания.
Установлено, что в 2024 году по результатам государственного портового контроля было проведено свыше 2500 осмотров, из которых половина – с замечаниями. 71 отказ в выдаче разрешенных судов на выход из порта, 19 из них – по нефтетанкерам.
Среди основных причин, послуживших отказом в выдаче разрешения на выход из порта, названы неполадки с целью борьбы с пожаром, пропульсивной установкой и вспомогательными механизмами.
На этом фоне уточняется уровень недокомплента судового состава и потребности в его обновлении. Так в Якутии необходимы минимум 22 речных грузовых судна для участия в развитии СМП. На VI Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» глава Республики Саха (Якутия) А. Николаев сообщил, что республика нацелена на развитие международных мультимодальных маршрутов «Северо-восточный коридор» (из КНР по реке Лена до порта Найба) и «Восточный меридиан» (от трассы Колыма до реки Яна и порта Найба). Эти проекты выполняются с привлечением средств инвесторов и бюджета.
Однако регион не может самостоятельно решить проблемы грузового флота. Тот, что имеется — сильно изношен. Республике нужно минимум 22 судна. Завершается строительство Жатайской судоверфи, планируется закладка первого судна. Но ни у республики, ни у перевозчиков нет средств для 22 новых судов. Для решения этой проблемы нужна специальная программа при участи Минпромторга России.
Однако непонятно, эффективно ли для трафика из Китая грузов по реке Лена судами река-море строить дорогущий глубоководный морской порт для перевалки в нем грузов на морские суда. Не проще ли направить средство на строительство новых судов типа река-море с достаточной мореходностью, которые смогут без перевалок в режиме каботажа сразу следовать в порты Архангельск или Беломорск и оттуда по Беломоро-Балтийскому каналу в порт Санкт-Петербург и даже далее по Балтийскому морю? При этом отпадает проблема огибания еще и Скандинавского полуострова со всеми проблемами политической неустойчивости и штормами океанической силы.
В процессе проектирования новых серий судов каботажного морского плавания, которые и нужны для осуществления Северного завоза, следует обратить внимание на использование такого судового топлива как метанол, который считается «зеленым» и углеродно нейтральным и который Россия может легко производить из метана в любых необходимых количествах. Это многократно проще и экономически эффективнее, чем использование в качестве судового топлива СПГ.
Так, итальянская судоходная компания «Гримальди» подписала контракт в 1.3 млрд долларов на строительство 9 крупных паромов, способных работать на метанола. Они будут построены на китайской верфи China Merchants Jinling Shipyard (Weihai) и переданы заказчику в 2028-2030 гг.
Шесть судов длиной по 229 м, способных перевозить до 2500 пассажиров и 300 автомашин, будут работать в Средиземном море. Три других, поменьше, длиной по 240 м смогут брать на борт до 90 автомобилей и 1100 пассажиров. Они будут работать в Балтийском море под финскими флагом.
Все эти суда будут иметь усовершенствованные корпуса и пропульсивный комплекс, системы управления энергоэффективностью, силиконовой смазки, возможности использования энергии с береговых источников при нахождении в порту и т. д. Это позволит достигнуть снижения выбросов углекислого газа в расчете на единицу перевозимого груза на 50% по сравнению с теми судами, что работают сейчас. При заправке «зеленым» метанолом, новые суда станут углеродно нейтральными.
Флот компании «Гримальди» насчитывает 130 судов, возраст которых значительно меньше среднего по отрасли. Они работают в 140 порта 50 стран на 4 континентах.
Пока американская делегация занимается тактическими играми для морских чиновников на экологические темы в г. Лондон на заседаниях Международной морской организации, бизнес работает. В его основе конечно не столько любовь в природе, а вполне деловые интересы и желание наконец избавиться от нефтегазовых замыслов. Благо альтернативные технологии дозрели и теперь дело за их использованием.