Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет
Николай Патрушев, председатель Морской коллегии помощник Президента РФ дал интервью Коммерсанту, где ответил в том числе на те вопросы, которые мы и другие эксперты задавали в последнее время. Как Россия планирует реагировать на участившиеся случаи задержки российских коммерческих судов или судов, перевозящих российские товары по международным морским маршрутам?!
Интервью большое и интересное, затрагивает различные аспекты развития и проецирования в мир российской морской мощи в новых геополитических условиях (рекомендуем к прочтению). Мы же выбрали исключительно те моменты и цитаты, которые коррелируют с нашей тематикой и будут интересны с профессиональной точки зрения.
По словам Н. Патрушева, Россия демонстрирует комплексный подход: сочетающий укрепление военного флота, развитие гражданского судостроения, научные прорывы и подготовку кадров. Патрушев подчеркнул, что синхронизация усилий государства, науки и бизнеса превращает морскую мощь в драйвер экономики и безопасности в XXI веке.
О вызовах для России:
- “Вызовы и угрозы на морях для России сегодня не просто присутствуют, но во многом усиливаются… Безопасность российского судоходства будет готов обеспечить наш ВМФ”;
- ВМФ активно модернизируется: внедряются безэкипажные катера, морские роботы и беспилотные системы, повышающие эффективность операций.
О гражданском судостроении:
- параллельно судостроительная отрасль движется к суверенитету, возрождая престиж профессии и создавая импортонезависимые технологии;
- “Сегодня Россия работает над созданием суверенного и импортонезависимого судостроения… Руководством страны принимаются меры организационного и финансового характера для развития гражданского сектора судоходства.”
Об Арктике:
- Арктика остается стратегическим направлением: развитие Северного морского пути как части Трансарктического коридора и усиление ледокольного флота укрепляют позиции России в регионе. Россия готова обеспечивать безопасность судоходства и отстаивать интересы в Мировом океане;
- “Позиции России в Арктике сегодня очень сильны… Сегодня мы уже говорим о СМП не как об отдельной национальной транспортной коммуникации, а как о составной части Трансарктического транспортного коридора.”
P.S. Подумалось вслед прочтению интервью, что во времена географических открытий и великих завоеваний статус морской державы означал успех, благополучие и процветание страны (в том числе и рентное, которое мы видим сегодня в Европе) на многие годы вперед … Испания, Португалия, Англия и т.д. …
А что же сейчас? Способно ли расширение амбиций, инвестиций, авторитетов в морской сфере сделать страну «сильнее» … не заметнее из-за возможностей текущего лидера Морской коллегии, а именно объективно сильнее в геополитике и экономике?