Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет 

Курс развития Сибирского федерального округа СФО до 2035 года определен основными документами стратегического планирования, транспортной стратегией и стратегией пространственного развития РФ.

Основные направления развития транспорта СФО включают реализацию новых инвестиционных и инфраструктурных проектов, улучшение качества городской среды, приведение в нормативное состояние опорной сети федеральных дорог, развитие и реконструкцию ж-д магистрали, строительство и реконструкцию аэропортов, развитие приоритетных туристских территорий, развитие МТК, проходящих через СФО, обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с удаленными и труднодоступными территориями путем развития транспортной связанности с административными центрами регионов, осуществление регулярных рейсов по социально значимым маршрутам СФО и Арктической зоне РФ.

По авиасообщениям. В рамках проекта "Развитие опорной сети аэродромов" и национального проекта "Эффективная транспортная система" в период 2025–2030 годов на территории СФО планируются мероприятия по реконструкции и строительству 12 аэродромов (они отражены на слайде) с общим объемом финансирования более 148 млрд рублей, из которых за счет средств федерального бюджета – более 87 млрд рублей, средств субъектов РФ – более 2 млрд рублей и внебюджетных инвестиций – более 59 млрд. рублей.

На капитальный ремонт объектов аэродромной инфраструктуры планируется финансирование из федерального бюджета – более 19 млрд. рублей.

Развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта. Планом дорожного строительства до 2030 г. предусмотрена реализация 6 объектов на федеральных дорогах с гос. финансированием, а также 15 объектов в субъектах с федеральной поддержкой. 

Наиболее значимые - развитие участка автодороги Р-255 "Сибирь", развитие участка автодороги Р-258 "Байкал" и развитие участка автодороги Р-256 "Чуйский тракт".

Наиболее значимые региональные объекты – это мостовой переход через Обь в городе Новосибирск, начало строительства а/м дороги в северный обход города Омска и третьего моста через реку Томь в городе Томске. 

Касательно пунктов пропуска. На территории СФО 36 пунктов пропуска – 16 автомобильных, семь железнодорожных, 11 воздушных, один морской, один речной. До конца 2027 года Минтрансом России запланировано обустройство 12 а/м пунктов пропуска, семи ж-д пунктов пропуска. Все ж-д пункты пропуска установлены на российско-казахстанском участке государственной границы на территории СФО.

По формированию сети транспортно-логистических центров и модернизации ж-д инфраструктуры. С 2021 года Минтрансом реализуется ведомственный проект "Формирование сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ)", который предусматривает увеличение мощности сети узловых, грузовых, мультимодальных ТЛЦ за счет средств частных инвесторов. В ведомственный проект включены девять ТЛЦ, расположенные на территориях Красноярского края, Иркутской области, Кузбассе и Новосибирской области – (см на слайде).

По водному транспорту. К основным артериям СФО относятся бассейны крупнейших сибирских рек – Оби, Иртыша, Енисея и участок верхней Лены. 

В СФО расположены три морских порта: Дудинка, Хатанга и Диксон (они находятся на слайде) с совокупным объемом перевалки почти 2 млн тонн. Общая протяженность внутренних водных путей, расположенных в СФО, составляет более 25 тыс. км, из них с гарантированными габаритами судовых ходов – более 13 тыс. км.

В рамках Стратегии социально-экономического развития СФО до 2035 года ведется разработка комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна, в том числе выполнение дноуглубительных работ.

В период 2023–2027 годов предусмотрено строительство 34-ех сухогрузных судов проекта RSD59, 21-ого универсальных сухогрузов-контейнеровозов проекта 00108, которые имеют ледовый класс Ice2, и 10 сухогрузных судов проекта RSD59ARC ледового класса Ice2, для нужд Северного завоза.

К сожалению, как известно, с 90ых годов Россия прирастала Москвой, Питером и столичными агломерациями, а не Сибирью. И задача - этот тренд переломить.

Сибирь, как и раньше, существенно отстает по уровню доходов, а также и всех остальных показателей: продолжительность жизни, показатели смертности, реальная заработная плата. То есть с такими параметрами опережающего развития Сибири быть не может. И в этом плане поворот на Восток не может произойти без поворота в сторону Сибири. 

Тем не менее принятые стратегические документы такой задачи в полной мере не ставят. Если мы берем стратегию Сибирского федерального округа, то там в качестве целевых значений просто некоторый объем инвестиций. То есть комплексной стратегией это не является. В стратегии пространственного развития, которую приняли в конце прошлого года, все же поставлены более комплексные и широкие задачи, но тоже не достаточные для перелома ситуации.

Но все-таки ситуация в последние три года начала меняться. Этот подъем, который мы получили, благодаря во многом СВО, военным расходам, импортозамещению. 

Однако, Сибирь здесь пока не в первой лиге. 

Если мы посмотрим Восточную Сибирь, мы выделяли Якутию, Забайкалье, Хакасию, Тыву, то здесь экономического рывка нет, хотя по Восточной Сибири ВРП вырос чуть лучше, по Центральной Сибири – рост на уровне среднероссийской. 

За этим ростом стоит развитие торговли, строительства (хотя по строительству ниже среднероссийских показателей). 

Есть серьезный скачок доходов населения, что фактически сократило тот разрыв, который у нас был в предыдущие годы со среднероссийским уровнем. 

По транспортной инфраструктуре, нам нужна не только система параллельных путей, в направлении Восточного полигона ориентированы на экспорт и импорт, поскольку транзит сильно провалился, но нам нужна и региональная система, причем как ж-д, так и водных путей. 

Нам нужна система и ж-д, и автомобильных путей, которые связывают между собой регионы Сибири. У нас огромное время уходит на движение от одного до другого города внутри СФО. 

Дальнемагистральные авиаперелеты (аэродромов у нас строили много, в том числе и международных, и сейчас в нацпроекте достаточно большие деньги выделяются), но у нас как не была решена тема местной авиации (малой, легкой авиации) и тем более сетки маршрутов, так она и не решена. Начиная с того, что и самолетов нет (самолет ЛМС-901, -это тупик). 

То же самое про все местные авиаплощадки и аэродромы. Тогда будет восстановлена система полетов и связанности регионов, которая была в советское время можно будет говорить о как-то развитии.

Тем не менее возможности прорыва существуют. Это научно-индустриальное развитие. Промышленность, хотя транспортная логистика ни по Баимскому ГОК, ни по другим проектам до сих пор непонятна. Но нам нужна более глубокая комплексная переработка сырья.

И это развитие научных центров и высокотехнологичных производств, которые есть и в гг. Красноярске, Иркутске, в первую очередь, в Новосибирске, Кольцово. 

Это новая транспортная инфраструктура. 

Это индустрия здоровья, потому что, несмотря наметившийся рост доходов«Сибирское здоровье» – это скорее образ из прошлого. Все показатели смертности и заболеваемости на порядок хуже, чем в европейских регионах. 

Для решения необходимо изменение финансовой модели, потому что мы не можем все дотировать только из федерального центра, хотя Сибирь является донором российской экономики. Если мы берем ту ренту, которая получается на нефтяных, металлургических или добыча полезных ископаемых, так эта рента идет частью на экспорт, частью идет в федеральный бюджет, и лишь в незначительной части возвращается в сибирские регионы. 

Остро стоит вопрос и экологии региона. 

 

В целом же Сибирь может и должна совершить экономический рывок. И по расчетам, она может подняться, хотя бы за 2030 годом, до 12-13 процентов ВРП, благодаря мерам описанным выше. Тогда мы получим совершенно другую картину пространственной жизни в России.