Митько А.В. Президент Арктической организации академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет

Еще в 2016 году ведущий сайта Михаил Жуков в интервью журналу «Редкие земли» о Северном морском пути в системе международных транспортных коридоров как в воду смотрел, предвидя возможные изменения в балансе выгод и проблем в сопоставлении арктического и южного судоходных маршрутов. На пути через Суэцкий канал и Малаккский пролив суда ожидают не только летне-осенние тропические ураганы, существенно более сильные, нежели шторма на маршрутах СМП. Суда ожидают пираты, которые в районе Малаккского пролива и к востоку от него занимаются этим ремеслом уже многие столетия, да и воды Аденского залива никогда не были спокойными. Но Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив в 2016 году были почти спокойны. Тем не менее, именно им и хуситской проблеме как ключу к Суэцу, а значит и всему южному маршруту посвящен самый большой раздел интервью. Как предчувствовалось уже тогда, «хуситский котел» рано или поздно закипит. Он закипел и теперь не остынет, пока на Ближнем Востоке не установится хоть какая-либо стабильность. Вмешательство флота США не решило хуситскую проблему и не может решить, так как Саудовская Аравия с союзниками, используя современное американское вооружение уже более 10 лет пытается вбомбить хусидов в землю и …проиграла эту войну.    

После нанесенных по хуситам авиаударов авианосец США «Гарри Трумэн» отошел от берегов Йемена, потеряв два упавших за борт самолета F/A-18Е. Сопровождающие его эсминцы для перезарядки боезапаса зенитных ракет должны делать это в порту базирования. В итоге около 200 моряков на борту более 15 судов, застрявших на несколько недель у берегов йеменского порта Рас-Иса, готовятся разгрузить грузы и уйти благодаря соглашению о прекращении огня между повстанцами-хуситами и США.

Тем не менее, уровень угрозы для судоходства оставался высоким, учитывая подтверждение хуситов того, что связанные с Израилем активы остаются открытыми для атак, и сопутствующие риски для более широкого судоходства, заявили морские чиновники. Суда, не имеющие связи с Израилем, в прошлом подвергались нападениям без какой-либо уверенности в безопасном проходе. 

Президент Дональд Трамп объявил во вторник, что США прекратят бомбардировки поддерживающих Иран хуситов в Йемене, поскольку они согласились прекратить наносить удары по американским кораблям в водах Красного моря у берегов этой страны на Аравийском полуострове. 

Однако соглашение не распространяется на близкого союзника США Израиль, заявили хуситы в среду, намекая на то, что его атаки на судоходство в знак солидарности с палестинскими боевиками, воюющими с Израилем в секторе Газа, могут и не прекратиться полностью. 

Почти двухмесячная кампания американских бомбардировок Йемена нанесла серьезный ущерб хуситам, а также оказала косвенное воздействие на судоходство в районе Рас-Иса на Красном море — важнейшей артерии мировой торговли. 

По данным Международной федерации транспортников (МФТ), крупнейшего профсоюза моряков, несколько членов экипажей судов, находившихся в зоне авиаударов США, получили ранения, а двум судам хуситы помешали отплыть. 

Представитель хуситов сообщил агентству Reuters, что после соглашения с Вашингтоном суда теперь смогут заходить в Рас-Ису, выгружать грузы и уходить без проблем. 

По данным отслеживания судов на платформе MarineTraffic, по крайней мере одно из судов — в основном танкеры, перевозящие топливо, включая сжиженный углеводородный газ, — в четверг направлялось в порт, чтобы начать разгрузку.

Капитан одного из судов, отказавшийся назвать свое имя из-за деликатности ситуации, сообщил агентству Reuters, что некоторые из застрявших в Рас-Исе судов неделями ждали разгрузки и срочно пытались покинуть этот район. 

«ITF прилагает срочные усилия для поддержки этих экипажей, но им нужно больше, чем слова; им нужен безопасный путь домой», — заявил генеральный секретарь ITF Стивен Коттон.

Многие судоходные компании прекратили рейсы по Красному морю из-за неопределенности относительно того, будет ли соблюдаться соглашение о прекращении огня. 

«Мы не отправляем суда, пока не убедимся, что люди на борту в безопасности», — заявил агентству Reuters в четверг Лассе Кристофферсен, генеральный директор судоходной компании Wallenius Wilhelmsen.