Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университете
Правительство России готовит к 1 июля доклады о выполнении поручений Президента России Владимира Путина по развитию Арктики. Почти все вопросы сложны и многофакторны, касаются вопросов и проблем, которые не решались годами и десятилетиями.
В числе поручений - включить в план развития города Салехарда строительство совмещенного мостового перехода через Обь в составе проекта создания железнодорожного Северного широтного хода в 2025-2029 годах.
Правительство ЯНАО 19 мая 2025 года утвердило изменения в стратегии социально-экономического развития Ямала до 2035 года, в которую внесло мост через реку Обь и сам Северный широтный ход, включая линию Бованенково - Сабетта. Согласно планам строительство Северного широтного хода планируется завершить к 2031 году, а про мост ничего конкретного не сказано.
И это все после того, как в конце 2024 - начале 2025 года эксперты раскритиковали проект Северного широтного хода: и стоит дорого, и денег нет, и возить нечего.
Построить железную дорогу по уже подготовленному маршруту, да еще с действующими участками и железнодорожным сообщением до Коротчаево и Нового Уренгоя, даже до Ямбурга - это вполне разрешимая задача. Запрашиваемые средства в размере 236 млрд рублей не столь большие, особенно с распределением на несколько лет. Мосты через реки Обь и Енисей представляют собой определенные трудности, но есть достаточный опыт строительства мостов через большие реки, включая мост через Керченский пролив.
Железнодорожный мост через реку Турухан между Корочаево и рекой Енисей
В России построили уже несколько железных дорог в отдаленных районах. Среди них линия Обская - Бованенково - Карская, затем Амуро-Якутская магистраль, и недавно введенная в строй Тихоокеанская железная дорога. По сравнению с этими проектами Северный широтный ход ничем особенным не выделяется: ни протяженностью, ни условиями строительства. Так в чем вопрос?
В том, что железная дорога нужна для транспортировки производственного оборудования и производимой им продукции. В этом ее главное предназначение, а все остальные задачи, в том числе транзитное сообщение, пассажирские перевозки, туризм и так далее для нее второстепенные.
Компания "Газпром" давно думает продать железную дорогу Бованенково - Карская до сих пор не провели е, предпродажную подготовку - пока еще не построенную дорогу Карская – Сабетта. Дорога, доведенная до порта Сабетты с железнодорожным терминалом и путями к причалу будет стоить намного больше, чем просто тупиковая ветка в ямальскую тундру, да и желающих ее купить явно будет больше одного.
Газ и газоконденсат - это производство различных полимеров, например, такого немаловажного теплоизолирующего материала, как вспененный полиэтилен, который больше всего нужен как раз Арктике. Там без эффективного теплоизолирующего материала вообще мало что можно построить. Здесь экономический эффект возникает за счет сокращения транспортировки газа, поскольку полимеры в гранулах перевозить проще и дешевле; тоже как для внутреннего потребления, так и на экспорт.
Восточный участок Северного широтного хода от Корочаево на восток, до Енисея и далее до Игарки. Его экономическое значение перспективно - подступ к минеральным ресурсам плато Путорана и Среднесибирского плоскогорья. Об этих ресурсах мало что известно, но некоторые сборы минералов показывают фантастически богатые ресурсы. Там есть, к примеру, проявления самородного железа и самородного осмия. Осмий же - металл очень твердых и износостойких сплавов. Обычно он залегает вместе с иридием, встречается в полиметаллических рудах с палладием и платиной. На плато Путорана есть осмий самородный, сообщает sibmix.com.
Без железной дороги к этим, судя по всему, колоссальным богатствам не подступиться. Поэтому строительство Северного широтного хода до реки Енисей, моста через реку Енисей, а также сети железных дорог по правому берегу реки Енисей - это важнейшая задача, которая по своим масштабам сопоставима, к примеру, с освоением минеральных богатств Кольского полуострова.