Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский университет.
Несмотря на заявления части западного академического сообщества о «летней безлёдной Арктике к середине века», ведущие российские полярники из ААНИИ остаются скептичны. На прошедшей в Санкт-Петербурге конференции POLAR-2025 учёные чётко обозначили: да, навигационный сезон в высоких широтах расширяется, но говорить о системной деградации ледового покрова преждевременно. А значит — планы по полноценной круглогодичной логистике по СМП требуют переосмысления и адаптации к новой, но не упрощённой реальности.
По словам заведующего лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов ААНИИ Александра Юлина, Арктика преподносит неожиданные сценарии: моря действительно освобождаются ото льда быстрее, но также стремительно и замерзают. Осеннее ледообразование теперь занимает всего три недели — фактор, с которым не сталкивались даже в советский период. Ученые не поддерживают тезис о том, что Северный Ледовитый океан к середине века окажется полностью свободным ото льда в летний период. Напротив — при изменчивости, непредсказуемости и региональной дифференциации климатических трендов, устойчивого сценария «безледной Арктики» не просматривается.
И эта позиция не теоретическая — она подкрепляется свежими данными. Спутниковый мониторинг, проведённый Центром ледовой гидрометеорологической информации ААНИИ в период с 18 по 20 мая, демонстрирует: ледовая ситуация остаётся неоднородной и в ряде районов критически сложной. В Баренцевом и Печорском морях действительно идёт разрушение льда, но в Чукотском наблюдаются стабильные массивы дрейфующих и старых льдов. Восточно-Сибирское море сохраняет плотные ледяные поля, особенно в районе пролива Лонга. В проливах Карские Ворота и Вилькицкого держится припай с вкраплениями однолетнего льда. Берингово море в западной части покрыто средним однолетним и старым льдом. То есть даже при сезонном освобождении ото льда часть трассы Большого СМП всё равно требует ледокольной проводки. Судоходство технически возможно, но «свободного плавания» в прямом смысле слова не будет — и в ближайшие десятилетия не предвидится.
Это означает, что ставка на Трансарктический транспортный коридор требует не только масштабных инвестиций в ледоколы, суда и порты, но и системной климатической и навигационной адаптации. Грузопоток — это не только тоннаж, но и точность прогноза, устойчивость маршрута, адекватное страхование рисков. Без развитого мониторинга, точных прогнозов и согласованной экосистемы поддержки логистических решений проект может стать ледяным миражом. А в миражи, как известно, лучше не инвестировать.