Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.

Администрация г. Салехарда намерена заключить контракт на вывозку и утилизацию остатков старых судов. Они находятся в акватории р. Полуй, а также в районе закладного камня на Оби. Цена работ, который должны быть выполнены до ноября 2025 г. — 3 млн. рублей.

При вывозе лома следует не допускать возможности потери отходов, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде и здоровью людей

Однако СМИ отмечают, что судя по судебной практике заставить владельца поднять и вывезти остатки затонувшего судна на счет собственника довольно трудно. Пока идут судебные процессы, бесхозный лом накапливается в акваториях рек годами. В качестве примера приводится сухогруз, который затонул в акватории Гыданской губы. По мнению прокуратуры это создает угрозу для окружающей среды и мешает движению судов. Суд признал бездействие владельца судна незаконным. Но пока ничего не меняется.

Похоже в самом г. Салехарде ситуация не лучше, чем в Гыданской губе. Эпопея с попытками уборки затонувших и брошенных остатков судов в столице ЯНАО началась как минимум зимой 2023 г. В январе 2023 г. Прокуратура сообщила о выявлении в акватории и водоохранной зоны р. Полуй 4 несанкционированных свалок и 2 судов, оказавшихся на поверхности в результате сезонного обмеления реки. Она обратилась в суд с иском о возложении на орган местного самоуправления и ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» обязанности ликвидировать свалки, а также поднять со дна и утилизировать затонувшие судна. Суд иск удовлетворил, а его исполнение стало находиться на контроле прокуратуры.

СМИ обращались в этой теме осенью 2023 г. Потом осенью 2024 г., когда уже прозвучала информация о том, что остатки судов загрязняют окружающую среду нефтепродуктами.

Пришло лето 2025 года. Вроде стали заметны какие-то признаки деятельности по решению этой проблемы.