Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.
Россия разрабатывает принципиально новый класс судов для арктической логистики — речь идет о подводных атомоходах для перевозки сжиженного природного газа. Работу над проектом таких субмарин подтвердил министр транспорта Роман Старовойт.
Опыт в создании гигантских подлодок у российских специалистов есть — но пока интересантами выступали исключительно военные. Появление подводных танкеров может стать одним из ключевых факторов наращивания грузооборота по Севморпути (СМП).
Основное преимущество такого класса судов — круглогодичная независимость от ледокольной проводки на всем протяжении маршрута. Напомним, что зимой традиционные танкеры и газовозы ходят по СМП в сопровождении ледоколов.
Сейчас на арктическом маршруте работают 12 ледоколов, включая восемь атомных. Для текущего объема грузов в акватории СМП (по итогам 2024 года было перевезено 37,9 млн тонн) этого достаточно, однако к 2030 году показатель грузооборота должен увеличиться почти вдвое.
Потенциальный дефицит ледоколов — ограничивающий фактор для логистики СМП. Однако даже самый толстый арктический лед не страшен подводным танкерам. По оценкам экспертов, время доставки от порта Сабетта до порта Мурманск также сократится — с 20 до 12 суток.
Есть еще один важный нюанс — в контексте западных угроз задерживать и даже конфисковывать танкеры, принадлежащие российскому «теневому флоту», субмарины будут абсолютно неуязвимы к подобному рейдерству.
Однако реализации проекта может помешать относительно высокая стоимость газовозов. Кроме этого, оперативно построить такой флот на сегодня невозможно — соответствующими компетенциями обладает только завод «Севмаш», загруженный военными заказами.