Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.
Панельная дискуссия «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории»
Единой системы координат развития Арктики в мире не существует. Объём грузопотока у нас за десять лет увеличился в 10 раз. Состав атомной группировки – 8 ледоколов. Это исторический максимум. «Восток Ойл» только строительных грузов завёз на 400 тыс. тонн. Вклад Арктики в ВВП страны по разным оценкам до 15 проц.
Почему бы нам не поднять вопрос о круглогодичном северном завозе? Все технические решения для этого есть.
Владимир Панов, Зампред Госкомиссии по вопросам развития Арктики, Росатом
Нужно похвалить «Норникель», который в начале века начал использовать новые транспортные решения – ледоколы класса Arc 7. Именно это тогда позволило увидеть перспективу Северного морского пути.
Надо уже, наверное, какое-то одно название ввести (по поводу Трансарктического пути).
Вячеслав Рукша, «Росатом»
Лёд в Арктике есть и в ближайшие 10-летия точно останется. Мы говорим только о том, что льда становится меньше именно летом. Лето – это 10 недель максимум. Условная продолжительность безлёдного периода увеличилась примерно на 1 неделю, существенно на ледовую обстановку это не влияет. Поэтому без ледоколов никак, без прогноза никак. На ближайшие 50 лет прогноз следующий. Раз в 10 лет у нас будет год, когда льда в летний сезон почти не будет, также раз в 10 лет будет год, когда ледовая обстановка будет наиболее сложная. К середине века будет сильное климатическое похолодание.
Александр Макаров, ААНИИ
Очевидно, что лёд будет. Наука нам об этом сказала, поэтому ледоколы нужны.
Андрей Чибис, Губернатор Мурманской области
Арктика сегодня доступнее в силу доступности критически важных технологий. Караванное плавание ледоколов, спутниковая группировка, новые возможности в прогнозировании. В совокупности Арктика становится привлекательнее, но это не политическое решение и не «таянье льда», это научный прогресс. На западном Таймыре нам впервые удалось решить вопрос строительства круглогодичного порта на Енисее. Как инвестор скажу, что свою эффективность доказала фабрика проектного финансирования «ВЭБ». Второе – это «Росатом» и его упорство, который несмотря ни на что строит серию ледоколов.
Роман Троценко, основатель «АЕОН»