Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет

Газовоз «Ирис» направляется в сторону проекта «Арктик СПГ — 2»

Этот шаг предприняли после того, как судно провело месяцы в балласте на холостом ходу в Баренцевом море.

Санкционное судно указывает конечным пунктом порт Сабетту, где грузят газ с «Ямал СПГ», но наиболее вероятным пунктом назначения является «Арктик СПГ — 2

Рейс санкционного танкера на действующий проект «Ямал СПГ» является рискованным.

В течение последних девяти месяцев дюжина танкеров-газовозов, попавших под санкции, в основном простаивала и была разбросана по Баренцеву и Японскому морям, ожидая отступления арктического льда

Тем временем производство СПГ на двух очередях «Арктик СПГ — 2 идёт

Общий профиль факельного сжигания позволяет предположить, что производство ведется регулярно примерно с 7 мая, поэтому, скорее всего, резервуары заполнены. Следовательно, пришло время для перевозки СПГ

В прошлом году «Ирис» (тогда Northern Sky) и еще три таких же новых газовоза два месяца перевозили сжиженный газ первой очереди «Арктик СПГ — 2» — в августе и сентябре. Однако, судя по данным АИС, не выгрузили ни одной партии конечным потребителям. Грузы оказались в плавучих хранилищах под Мурманском и на Камчатке

Поэтому ключевой вопрос — нашел ли проект «Арктик СПГ — 2» клиентов, которые готовы принимать санкционные грузы российского СПГ.

Российские эксперты объясняют почему со строительством газовозов ледового класса Arc7 для Севморпути есть проблемы.

Эти мощные суда, способные преодолевать льды толщиной до 2 м необходимы для устойчивой вывозки СПГ из Обской губы по Севморпути. Нигде в мире не ведется перевозок СПГ в столь сложных ледовых условиях, а максимально используются газовозы класса Arc4. СПГ танкеры ледового класса Arc7 в количестве 15 штук ранее были построены в Южной Корее специально для проекта «Ямал СПГ».

Для дальнейшего развития этих перевозок НОВАТЭК заказал еще 21 газовоз класса Arc7. Из них 15 должны быть построены на заводе «Звезда» в Приморском крае, а 6 — в Южной Корее. Предполагалось, что южнокорейская компания будет поставлять судокомплекты для сборки газовозов при постепенном повышении локализации их производства. Однако после 2022 г. вмешались санкции.

Тем не менее, некоторое количество судокомплектов и французский мембран для грузовых танков было завезено. Собранный на верфи «Звезда» головной газовый танкер класса Arc7 «Алексей Косыгин» уже прошел ходовые испытания и после завершения их полного цикла должнен поступить в эксплуатацию. «Совкомфлот» также надеется получить с верфи «Звезда» в 2025 г. еще три судна

Будем надеяться, что полный цикл испытаний головного газовоза российской постройки завершится успешно и он начнет работать. Равно как и несколько других судов, для которых успели завезти судокомплекты.

Но хотелось бы услышать, что будет дальше, после того, как имеющиеся судокомплекты закончатся?