Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет

Кандидат на включение в новую финансовую формулу оплаты ледовых проводок по СМП предложил кроме ледоколов все-таки еще строить и грузовые суда.

Совладелец инфраструктурной корпорации AEON  Роман Троценко на ПМЭФ — 2025 в интервью РБК обратил внимание, что кроме создания ледокольного флота надо бы еще строить и грузовые суда: «ледокол не везет груз, ледокол прокладывает канал во льду».

Он также считает, что требуется флот, который будет работать на сжиженном природном газе (СПГ). Его можно будет заправлять СПГ как в районе его производства в Обской губе и на перевалки на Камчатке и в Мурманске.

После этого видимо уже журналисты РБК дополнили, что сейчас компания  «Росатом» вместе с «Объединенной судостроительной корпорацией», попавшей под управление банка ВТБ и судоверфью «Звезда» в Приморском крае обновляют флот. ОСК в Санкт-Петербурге уже построила 4 атомных ледокола проекта 22220, 2 строятся и еще 1 готовится к закладке. На  судоверфи «Звезда» строится самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт. Все они будут обеспечивать ледовую проводку грузовых судов по Северному морскому пути.

Но вот для строительства крупных грузовых судов в стране не хватает мощностей. ОСК для решения этой проблемы планирует к 2030 году провести модернизацию «Северной верфи» в Петербурге стоимостью 300 млрд руб., после которой она сможет строить такие суда. Еще одну крупнотоннажную верфь корпорация планирует к 2032 году построить в г. Владивосток

На фоне четко выраженной потребности кроме атомных ледоколов еще и в грузовых судах, выясняется, что ледоколы уже есть. И их будет еще больше, включая запредельной стоимости ледокол «Лидер».

А вот с грузовыми судами — заминочка получается. Раньше 2030 даже мощностей для их строительства нет и не ожидается.

 

При такой инвестиционной программе стоимость ледовых проводок на Севморпути может и еще в 4 раза вырасти. Если на относительное небольшие перевозки грузов по этой трассе навешивать  желания развивателей российского атомного ледокольного флота, а также российского крупнотоннажного гражданского судостроения — этого никакая экономика не выдержит.