Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет

В Международной морской организации IМО представлен документ со статистикой за 2024 год на основе опроса компаний, эксплуатирующих более 90% мирового флота контейнеровозов. 

За 2024 год было потеряно 576 контейнеров из 250 млн. перевезенных, что составляет 0.0002%. Район наибольших потерь – при транзите вокруг Африки (200 шт.). Этот маршрут стал более часто использоваться из-за ситуации в Красном море. Вот вам и хуситы.

В целом тренд идет на понижение. Резкий рост потерь контейнеров в 2013 и 2020 годах – в тех случаях в статистику попала авария и гибель судна MOL Comfort и разовая потеря около 2000 контейнеров с контейнеровоза ONE Apus, соответственно.

Эти две аварии, по сути, привели к разработке требований СОЛАС по обязательной отчетности о потерянных контейнерах, которые вступают в силу 1 января 2026 года.

Эффективность морских контейнерных перевозок отражается в трендах развития международной логистики. Крупнейший в мире оператор контейнерных перевозок с вместимостью флота около 7 млн TEU Mediterranean Shipping Company (MSC) вновь продемонстрировал агрессивную стратегию роста, разместив заказы на 10 новых контейнеровозов ультра-большого типоразмера, усиленных под использование СПГ. Mediterranean Shipping Company (MSC) — основанная в 1970 году частная швейцарская судоходная группа с штаб-квартирой в Женеве, активно обновляющая и расширяющаясвой флот, осваивающая современные экологичные технологии и альтернативны виды топлива, включая СПГ. Портфель заказов MSC включает около 130 новых судов общей вместимостью почти 2,2 млн TEU,. 

Заказ размещен на верфях в Китае:

- 2 судна по 22 000 TEU с СПГ-двухтопливной установкой и сроком поставки 2029 г;

- 2 судна по 21 700 TEU «LNG-ready» с передачей в 2029 году;

- 3 + 3 опциональных судна по 21 000 TEU с передачей первой партии в 2028 году.

По оценкам рыночных аналитиков стоимость каждого из судов такого размера и характеристик составит около $200 млн.

Компания MSC пока не собирается использовать Северный морской путь (СМП), а предпочитает работать на традиционных трассах. Помимо многочисленных общеизвестных проблем СМП (наличие мощных льдов значительную часть года, отсутствие адекватной инфраструктуры, аварийно-спасательных мощностей и т. д.) для столь крупных судов принципиальным ограничением являются малые глубины на используемых в настоящее время прибрежных трассах. Высокоширотные маршруты пока находятся на стадии прогнозов и фантазий.

При оценке в какой степени СМП может стать сколь-нибудь существенно заменой традиционным трассам необходимо рассматривать его конкурентоспособность в отношении современных крупных контейнеровозов. За один рейс такое судно может перевезти количество контейнеров, которое было доставлено из Китая в порт Архангельск за всю навигацию 2024 г.

Ситуация в международных морских перевозках учитывается в планах развития судоходства по СМП.

 

В Арктике построят 5 крупных портов для развития Северного морского пути.

В рамках стратегии развития Северного морского пути (СМП) планируется увеличение грузопотока до 220 миллионов тонн в год к 2035 году. Создание современной инфраструктуры СМП — важнейшего транспортного коридора, имеющего национальное и мировое значение, играет ключевую роль в развитии Арктики и экономики России. Где появятся новые порты, а где модернизируют уже имеющиеся?

Архангельская область

В регионе реализуют комплексный план развития Архангельского транспортного узла, утвержденный правительством России в 2023 году. Документ включает как модернизацию существующей инфраструктуры, так и строительство новых объектов, сообщает пресс-служба регионального правительства.

Ключевым элементом плана станет строительство глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря. Реализация проекта позволит принимать суда дедвейтом до 75 тысяч тонн, контейнеровместимостью 5 тысяч единиц и осадкой до 14,5 метра, что обеспечит круглогодичный выход в Мировой океан. Потенциальный грузооборот — до 25 миллионов тонн к 2031 году. Уже сегодня 100 процентов этих объемов подтверждены грузоотправителями.

За полтора года регион проделал большую работу. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме в июне доложил глава региона. По его словам, полностью разработана финансово-экономическая модель, инвестиционная декларация по проекту направлена в компанию «Росморпорт».

По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, развитие этого проекта уже сегодня синдицирует вокруг себя много промышленных предприятий. Правительство региона планирует, что он будет развиваться по системе умного порта; есть инвесторы, которым это интересно.

Это дает развитие и предприятиям IT-сферы, и малому и среднему предпринимательству, которое встраивается в дальнейшие цепочки работы порта. Это очень хороший мультипликативный эффект, который, по сути, изменит во многом экономику Архангельской области.

Также в регионе ведутся работы по созданию Арктического портово-промышленного комплекса «Талаги». Об этом в своем Telegram-канале сообщил губернатор Александр Цыбульский. Проект направлен на обеспечение перевалки каботажных грузов, включая северный завоз, а также на наращивание внешнеторгового грузооборота через Севморпуть. Комплекс «Талаги» даст импульс развитию Архангельского транспортного узла, усилит логистические возможности области и обеспечит надежную поддержку Северного завоза.

Общий объем инвестиций — около 18 миллиардов рублей. Предусматривается создание инфраструктуры для хранения, перевалки и накопления грузов. Плановая мощность — до 10 миллионов тонн в год

Предпроектная проработка комплекса находится на финальной стадии. Выполнены инженерно-геологические изыскания, разработаны варианты подъездных железнодорожных путей, определена точка подключения к сети ОАО «РЖД». Утвержден генеральный план участка для строительства морского терминала, рассчитаны параметры дноуглубительных работ и судоходного канала.

«Согласно предварительной оценке, он имеет не только масштабную экономическую составляющую, но и серьезное значение для всей инфраструктурной и логистической политики нашего региона и всего Арктического региона России. Заявленная мощность — до 10 миллионов тонн в год — впечатляет и требует соответствующей комплексной поддержки», — подчеркнул глава региона Александр Цыбульский

Мурманская область

В марте 2025 года президент Владимир Путин дал старт первой отгрузке угля из морского порта Лавна. Новый комплекс размещается на западном берегу Кольского залива в границах порта Мурманск и является составной частью проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

«В 2023 году Президент России Владимир Владимирович Путин открыл Мурманский транспортный узел. Это стало по-настоящему знаковым событием: появилась железная дорога на другую сторону Кольского залива, которая была необходима для обеспечения полноценной транспортной доступности предприятий и эффективной логистики грузов. И вот сегодня — новый исторический этап! Дан старт работе морского порта Лавна — первого со времен СССР, построенного в Мурманской области. Он станет значимым звеном Северного морского пути и значительно расширит экспортный потенциал России», — сообщил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Порт поможет открыть новые экспортные направления для российского угля за счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана. Еще одно преимущество порта — глубоководность (21 метр у берега), что позволяет «Лавне» принимать крупнотоннажные суда. Кроме того, порт является незамерзающим и не требует работы ледоколов.

В строительство угольного терминала вложено почти 90 миллиардов рублей

Это один из самых современных перевалочных комплексов в России. Плановый объем перевалки терминала составляет 18 миллионов тонн в год с увеличением в перспективе до 24 миллионов тонн.

Развитие Мурманского транспортного узла крайне важно для всей системы портов в Арктическом бассейне, об этом заявил губернатор области на профильной сессии Петербургского международного экономического форума. Работы по строительству новых терминалов и расширения железнодорожных переходов будут продолжены. Все это позволит Мурманску стать мощнейшим логистическим хабом на трассе трансарктического транспортного коридора.

Ямал

Еще один масштабный проект готовится к реализации в Ямало-ненецком аатоном округе (ЯНАО). В  посёлке Сабетта в акватории Обской губы планируют построить судоходный канал и морской порт. Распоряжение, необходимое для запуска работы по созданию такого участка, подписал председатель Правительства России  Михаил Мишустин.

На искусственно созданном участке планируется разместить удаленный грузовой терминал, необходимый для разработки находящегося поблизости нефтегазоконденсатного месторождения. Он сможет ежегодно принимать до 1,6 миллиона тонн различных грузов

«Завод и инфраструктура, которая создается параллельно с ним, — аэропорт, арктический морской терминал — будут способствовать развитию Ямала, повышению транспортной доступности региона и качества жизни северян, созданию новых рабочих мест, дальнейшей реализации совместно с  компанией НОВАТЭК социальных проектов в регионе. И, конечно, налоговые поступления в бюджет округа, которые позволят Ямалу и дальше оставаться экономически стабильным регионом», — приводит слова губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова пресс-служба регионального Правительства.

Начало строительства объекта запланировано на середину 2026 года. До этого времени будет идти разработка проектной документации.

Красноярский край

В ближайшие годы в арктической зоне Красноярского края будут реализованы инвестиционные проекты на сумму более 12 триллионов рублей, в рамках которых создадут около 90 тысяч новых рабочих мест. Об этом сообщает пресс-служба правительства региона. Среди инициатив — планы по обновлению портовых площадок в арктической зоне края.

В начале июля потенциал порта Дудинка для развития Арктики и СМП продемонстрировали делегации во главе с помощником президента России, председателем Морской коллегии Николаем Патрушевым. Членам делегации показали причальную инфраструктуру порта и рассказали о планах модернизации для увеличения грузооборота.

Морской порт Дудинка — арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, крупнейший в Сибири и самый северный международный морской порт в России

Порт Дудинка единственный в мире работает в режиме круглогодичной навигации в условиях Крайнего Севера. Порт обслуживает грузопоток «Норникеля», обеспечивает северный завоз и международные перевозки, принимая до четырех миллионов тонн грузов ежегодно.

«К 2030 году Дудинский морской порт увеличит свою оборачиваемость до пяти миллионов тонн в год за счет расширения мощностей. На развитие порта и строительство новых причалов направлено 21,5 миллиарда рублей. Дополнительно на развитие Красноярского и Лесосибирского портов, а также Енисейского речного пароходства предусмотрено 26 миллиардов рублей, включая 10 миллиардов на строительство новых барж. Таким образом компания развивает инфраструктуру как на Севморпути, так и вдоль Енисея», — рассказал первый вице-президент «Норникеля» Николай Уткин, руководитель блока по взаимодействию с органами власти.

Николай Патрушев поддержал инициативы по обновлению портовых площадок в Арктической зоне края.

«Успешная модернизация инфраструктуры портов Диксон и Дудинка, создание на их базе мультимодальных хабов будет способствовать повышению безопасности мореплавания и наращиванию транзита грузов в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также решению социально-экономических задач, прежде всего созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры региона, повышению уровня жизни населения», — подытожил помощник главы государства.

Чукотка

В Чукотском автономном округе продолжается строительство морского терминала на мысе Наглейнын в городском округе Певек. Ввод сооружений в эксплуатацию намечен на июнь 2026 года.

На новом участке порта Певек построят морские и береговые объекты, в том числе причальные сооружения длиной 275 метров, подходной канал, акватории с операционными и маневровыми зонами. Будут здесь и площадки для хранения грузов, дамбы с открытым складом, ряд других производственных и вспомогательных объектов.

Круглогодичный портовый терминал возводится для эффективной реализации продукции строящегося Баимского горно-обогатительного комбината. Месторождение и новый порт свяжет всепогодная дорога протяженностью 428 километров для отгрузки продукции на рынок по Северному морскому пути.

Общая площадь образуемой территории терминала — около 225 гектаров. При этом на участке акватории в 120 гектаров необходимо произвести работы по углублению дна. Проектная глубина подходного канала к терминалу составит более 12 метров, а в акватории причала достигнет 12 метров. Это позволит обслуживать в терминале крупнотоннажные суда дедвейтом около 40 тысяч тонн. Здесь планируется принимать до 50 судов в год.

Все проектируемые участки грузового терминала соединят автодорогами, проложат инженерные сети

Строительство морской и береговой инфраструктуры разбито на пять этапов. Ввод терминала, намеченный на 2026 год, будет способствовать развитию круглогодичного маршрута перевозок по Севморпути.

Планы по модернизации портов Певек и Провидения губернатор Чукотки обсудил с потенциальными партнерами и инвесторами в ходе Петербургского международного экономического форума. Владислав Кузнецов обсудил c представителями судоходной компании NewNew Shipping Line возможность создания транспортно-логистического хаба в порту Провидения и модернизацию порта Певек,.

С партнером компанией  «Росатома» обсудили возможности развития наших портов. Порт Провидения очень интересен коллегам с точки зрения создания хаба для перегрузки с обычных судов на ледоколы. И второе: обсудили развитие нашего главного порта — Певека

Как уточнили в окружном департаменте экономики и инвестиций, в качестве транспортно-логистического узла порт Провидения может обеспечить перевалку грузов с судов ледового класса на конвенционные объемом до 1,8 миллиона тонн. Проект даст мощный толчок развитию экономики Чукотки и поселку Проведения: появятся новые рабочие места, будет развиваться судоремонтная отрасль, энергетика и другие смежные отрасли.