Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.

Депутат Государственной Думы Сардана Авксентьева разместила пост о строительстве Ленского моста, основываясь на информации, возможно, кем-то искаженной на заседании комитета Госсобрания Ил Тумэн. Она, к сожалению, не присутствовала там, хотя могла бы получить ответы на свои вопросы, ведь для этого и существует данная площадка. 

Вопрос с земельными участками

В публикации был сделан акцент на некие махинации, по которым ранее были разъяснения в открытых источниках. Эти участки были выделены ещё в 2013–2014 годах, и решения, принятые по ним, никак не связаны с мостом, так как в то время реализация проекта была прекращена. Важно также отметить, что речь идет о правомерности перевода земель с одной категории в другую, а не о самом факте собственности тех или иных участков, подпадающих в зону строительства. 

Сегодня работа с собственниками ведётся в строгом соответствии с законодательством и утверждённой проектно-сметной документацией. Стоимость определяется на основании рыночной оценки. Уже подписаны первые соглашения о выкупе, часть собственников получила выплаты.  

Стоимость проекта

Она утверждена Главгосэкспертизой и составляет 130,1 млрд рублей в ценах 3 квартала 2022 года. Цифра в 174 млрд рублей, озвученная на заседании, отражает прогнозные цены реализации проекта до 2028 года в соответствии с индексом-дефлятором, установленным Минэкономразвития РФ, и закреплена в распоряжении Правительства РФ №768-р от 31.03.2025 («Федеральная дорожная шестилетка»). 

Финансирование

Федеральное софинансирование предусмотрено на весь период реализации до 2028 года и отражено в законе о бюджете, который принимается ГосДумой. Он так же имеется в свободном доступе. 

В первые годы объёмы меньше, но основное финансирование приходится на последующие этапы — это стандартная практика для крупных инфраструктурных проектов. 

В начале 2025 года выделены первые федеральные средства в размере 1,3 млрд рублей. Кроме того, до конца текущего ожидается еще не менее 1,3 млрд рублей опережающего федерального финансирования. 

Коммерческим партнёром выступает один из самых надежных банков страны - ПАО Сбербанк. Сбером уже направлено в проект более 4 млрд рублей. Контроль за средствами осуществляет казначейство.

Со стороны республики в текущем году на проект направлено 4,2 млрд рублей или чуть более 1% от общей суммы годового бюджета. Также привлекаются казначейские инфраструктурные кредиты (4,8 млрд рублей) на 15 лет под 3% годовых. Но они еще не привлечены, соответственно, расходы на платежи по данному льготному кредиту еще не учтены в бюджете.

Таким образом, связывать с мостом «упадки» по отдельным направлениям некорректно, социальные обязательства государства выполняются. Затрат еще не было, а уже идут обвинения «в концентрации всех ресурсов на одном проекте». Доля участия республики в проекте составляет всего около 16%.

Ход строительства

Работы выполняются в соответствии с графиком. На площадках виден прогресс: ведутся буровые работы, сборка и монтаж коффердамов, устройство фундаментов опор. Видеоматериалы, представленные на заседании комитета Ил Тумэна, подтвердили высокую динамику строительства и были с воодушевлением поддержаны присутствующими.

 

Ленский мост — уникальный проект, реализуемый в условиях вечной мерзлоты. Вся информация по нему открыта и публикуется в официальных источниках. Считаем необходимым основываться на достоверных данных и не искажать факты. От депутатов ГосДумы  ожидают содействия в работе с федеральным центром в части опережающего финансирования из бюджета столь нужного объекта, чтобы завоз топлива и продуктов питания осуществлялся круглогодично, а жители республики могли передвигаться без риска для жизни и очередей.