Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.

Северный морской путь (СМП) уверенно превращается в международную морскую трассу, находящуюся под суверенным контролем России, подобно тому, как Суэцкий канал находится под контролем Египта. Китайские перевозчики, индийские грузы, корейские и японские суда в проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ» — всё это уже часть истории маршрута. Но если раньше речь шла о точечных кейсах и эпизодическом участии, то сегодня акценты смещаются: СМП становится не просто географическим коридором, а инфраструктурной системой с едиными правилами доступа.

На этом фоне Россия продолжает предлагать партнёрам не просто «идти по Севморпути», а встраиваться в его логику. Один из свежих примеров — диалог с Южной Кореей. Торгпред РФ в г.  Сеул Алексей Сапетко обозначил механизм, который уже работает: достаточно направить заявку в корпорацию «Росатом» — и она будет встроена в график судоходства в течение двух недель. При необходимости — с сопровождением, вплоть до перевода документов. Это не декларация на будущее, а предложение «здесь и сейчас», оформленное и формализованное.

Параллельно звучат сигналы и в сторону Индии. Спецпредставитель корпорации «Росатом» Владимир Панов в эфире NDTV подчеркнул, что СМП может стать не только торговым каналом, но и основой для совместных судостроительных проектов. Речь уже не о транзите, а о полноценном индустриальном участии — с возможностью углубить партнёрство в Арктике через производство, а не только логистику.

Суть в том, что Россия больше не просто «открывает маршрут», а выстраивает его как платформу для долгосрочного и осмысленного участия. При этом ключевое — не национальность партнёра, а готовность работать в рамках общей архитектуры: с координацией, инфраструктурой и вложением в будущее маршрута.

СМП уверенно наращивает международный транзит — с начала летне-осенней навигации по арктическому маршруту прошло 14 рейсов, которые перевезли 276 тысяч тонн, соответствующие цифры обнародовал Росатом.

По сравнению с прошлым сезоном показатель вырос на 56%, при этом стоит учитывать, что текущая навигация продолжается. Так, на днях на СМП взял курс контейнеровоз из китайского порта Нинбо-Чжоушань. Еще три рейса прямо сейчас в акватории трассы.

Что касается порта Бэйхай, не имеющего международных связей, Китай выделил его для регулярного приема СПГ, полученного с «Арктик СПГ 2» чтобы уберечь свой газовый сектор от вторичных санкций. Уже три танкера со сжиженным газом разгрузились в этом порту.

Таким образом, интерес к транзиту по СМП растет — крупные партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона уже всерьез рассматривают маршрут в качестве альтернативного для доставки грузов в Европу.

Трасса через Суэцкий канал проигрывает СМП по ключевому показателю — времени доставки. Особенно критично это для перевозки скоропортящихся грузов. Севморпуть в среднем на 10–15 дней быстрее, что также дает грузоперевозчикам солидную экономию топлива.

Позитивный фактор — резкое увеличение арктических рейсов, которые перевозят контейнеризированные грузы. Такие перевозки максимально диверсифицированы и стабильны, а также обеспечивают полную загрузку обратных рейсов.

При этом для дальнейшего наращивания транзитных грузоперевозок России предстоит значительно усилить инфраструктурную составляющую СМП — для международных партнеров это позволит снизить стоимость страховки, которая сейчас существенно дороже по сравнению с плаванием через Суэцкий канал.

Кроме этого, в контексте инфраструктурного усиления планируется решить вопрос с короткой навигацией — сейчас она длится фактически всего 4 месяца в году. Запуск круглогодичного движения по СМП значительно усилит потенциал трассы.

Китайские контейнерные перевозки по СМП обеспокоили американские СМИ. Американский медиа гигант CNN обращает внимание на то, что вышедший в конце сентября их Китая в Европу контейнеровоз «Istanbul Bridge» пошел по Севморпути. За счет этого при помощи ледоколов его прохождение из Китая в Европу займет лишь 18 суток, что в 2 раза меньше, по сравнению с Суэцем. На момент публикации судно прошло Берингов пролив.

Сейчас из-за льдов Севморпуть доступен для грузоперевозок только несколько месяцев в году. Но то, что делает «Istanbul Bridge» похоже на начало традиционных регулярных перевозок. Китайская таможня в связи с этим рейсом сообщила, что это будет первый Китайско-Европейский Арктический контейнерный экспресс, который поставит товары как раз к пику рождественских продаж. Кроме сокращения продолжительности рейса и выбросов парниковых газов, экономии на топливе, будет исключена проблема Красного моря, где действуют поддерживаемые Ираном повстанцы хуту. Но что касается экологических достоинств трассы, то эксперты «Альянса за чистую Арктику» указывают на дополнительные опасности - наличие льдов, темнота, низкие температуры, туманы. В случае аварий разливы нефти и нефтепродуктов будут создавать гораздо большие проблемы, чем в более теплых водах. Увеличение судоходства приведет к выбросам «черного углерода», оказывающего сильный парниковый эффект. Вырастет уровень шума и риск столкновения с китами. 

Китайская компания NewNew Shipping собирается построить перегрузочный комплекс на Чукотке для рейсов по Севморпути. Об этом сообщила Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Соглашение между КРДВ и компанией было подписано во время Восточного экономического форума (ВЭФ-2025).

В бухте Провидения будет построен комплекс по перевалке грузов с судов арктического класса на обычные контейнеровозы для снижения стоимости перевозок по Северному морскому пути. Общий объем инвестиций составит 5 млрд рублей. Ранее сообщалось, что  корпорация «Росатом» и  компания NewNew Shipping создали совместное предприятие в КНР - Northern Sea Route Shipping Line, которое будет заниматься строительством контейнеровозов для перевозок по Севморпути.

NewNew Shipping Line также может принять участие в проекте по строительству глубоководного района морского порта Архангельск и готова инвестировать в проект до 200 млрд рублей. Логичная схема. Ее пытается выстроить компания НОВАТЭК для перевозок СПГ. NewNew Shipping - относительно маленькая (для масштабов Китая) китайская транспортная компания с большими планами и огромными финансовыми возможностями.

 

Пока Севморпуть составляют крохотную часть от мировой торговли. Если в 2024 г через него по данным «Росатома» транзитом прошли 90 судов, но через Суэцкий канал — 13 000. Развитие северных трасс может принести экономические и геополитические выгоды для Китая, особенно когда западные компании отказываются от их использования. Китай получит как опыт работы в арктических водах, так и будет становиться все более легитимным участником арктических дел и процессов.

Комментарий «Полярной крачки» 

Общий посыл публикации «Караул китайцы окружают!». Вернее, делают Арктику своей. Экология — ай-я-яй! Один рейс китайского контейнеровоза — а сколько переживаний...

 

На АИС «Istanbul Bridge» обнаружился уже к западу от Новой Земли, пройдя Севморпуть со скоростью 16-18 узлов. Поздравляем. Но вопрос — а как дальше? Собираются ли они ходить по этой трассе и после «пика рождественских продаж». Скоро узнаем.