Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.
В Мурманске два крупных угольных терминала: Мурманский морской торговый порт ("Портовый альянс") мощностью 24 млн тонн и новый проект "Лавна" (ЦРПИ) мощностью 18 млн тонн.
Проблема в том, что к тому моменту как "Лавну" достроили, российский уголь перестал экспортироваться в Европу, а снижение мировых цен сделало его логистику через порт Мурманск нерентабельной. У Мурманского морского торгового порта (ММТП) за девять месяцев грузооборот упал на 26%, до 8 млн тонн, в сентябре - на 38,5%.
Естественно, на проекте "Лавна" всё гораздо хуже, и её владельцы обращаются к местным властям с просьбой помочь перевести все угольные потоки к ним:
Вопрос уже поднимался год назад. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис тогда обещал решить его к 2030 году. Интересно, как? Теоретически в ММТП могли бы отказаться от угля, но лишь взамен на другие грузы.
Слова Чибиса про переориентацию ММТП на контейнеры звучат издевательски. Во-первых, где эти объёмы (речь о сотнях тысячах "ящиков"). Во-вторых, переоборудование терминала потребует значительных средств. И за чей счёт банкет?
Несомненно, не обойдётся без фактора экологии - ММТП расположен в городской черте, а проект "Лавна" на противоположном берегу Кольского залива. Но "Портовый альянс" достаточно вкладывается в экологическую защиту, и правовых оснований запретить ему переваливать уголь нет.
Единственное, что даст проекту "Лавна" недостающие объёмы - изменение внешней конъюнктуры. Рост цен и доступ на европейский рынок.


