Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.
На Интернет-сайте Минтранса России сообщается, что в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) в Лондоне досрочно завершилась вторая внеочередная сессия (14-17 октября 2025 года) Комитета по защите морской среды от загрязнения с судов (КЗМС). На рассмотрение в ускоренном порядке были вынесены для окончательного принятия предварительно одобренные весной этого года поправки к VI Приложению Международной конвенции о защите морской среды от загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ).
Это приложение устанавливает требования к морским судам в части контроля и последовательного сокращения выброса парниковых газов судовыми двигателями. Предложенные поправки предлагали ввести обязательные рыночные меры по борьбе с выбросами парниковых газов в морском судоходстве, предусматривающие сборы с морских судов в специальный фонд, контролируемый ИМО, в зависимости от объема годового выброса парниковых газов, рассчитанного для каждого судна. Собранные средства предлагалось расходовать на продвижение углеродно нейтральных технологий в морском судоходстве (рамочная программа Net-Zero), а также для поддержания развивающихся стран в усилиях по уменьшению выбросов парниковых газов.
Рамочная программа ИМО "Нет-ноль" была одобрена на сессии MEPC 83 в апреле 2025 года в качестве новой главы 5 проекта пересмотренного Приложения VI к Международной конвенции об охране окружающей среды с судов (МАРПОЛ). Она включает в себя набор международных правил, направленных на сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) с судов в соответствии со Стратегией ИМО по сокращению выбросов ПГ с судов на 2023 год. Он включает в себя два ключевых элемента: глобальный топливный стандарт и глобальный механизм ценообразования на выбросы ПГ
По заключению российских экспертов и экспертов ряда иных стран, членов ИМО, сбор средств с судоходной индустрии предложенным образом представлял собой перераспределение финансов путем изъятия из судоходного бизнеса и вложения в иные сферы мировой экономики, не связанные с судоходством. Кроме того, в случае принятия, поправки привели бы к удорожанию морской транспортировки грузов, обеспечивающей 90% мировой торговли, и, как следствие, к удорожанию товаров для конечных потребителей.
После 4-дневных интенсивных обсуждений международное морское сообщество разделилось поровну на противников и сторонников рыночных мер регулирования сокращения выбросов парниковых газов с судов. По предложению России и ряда стран, не поддержавших такое спешное глобальное переустройство международных норм, Комитет прервал свою сессию на один год.
Российская делегация, возглавляемая Департаментом государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России (дистанционно) и постоянным представителем России при ИМО (очно) сыграла одну из ведущих ролей в формировании консолидированной позиции, направленной на более продуманный и приводящий к практическому результату, а не к простому перераспределению глобальных финансовых средств, подход.
По заявлению Генерального секретаря ИМО, сделанному в качестве финального комментария сессии КЗМС, такого разделения и противостояния в ИМО не наблюдалось в течение десятилетий.
Таким образом, рыночные меры по сокращению выбросов парниковых газов с морских судов будут существенно пересмотрены, и ИМО вернется к их обсуждению не ранее, чем через год.

