Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.
Ранее мы писали о новом пакете санкций против России. Одно из них — нефтяной танкер Mires, с 2024 года принадлежащий зарегистрированной на Сейшелах компании Ancora Voyage LTD и плавающий под флагом Сьерра-Леоне. В июне этого года санкции за участие в транспортировке российской нефти в отношении этого судна ввела Великобритания.
В конце августа этого года танкер получил разрешение на плавание по Северному морскому пути с 5 сентября по 15 октября этого года. Mires — судно без ледового класса, у него нет усиленного корпуса и специального оборудования для безопасного плавания во льдах. В первой половине осени ледовый покров в акватории СМП обычно минимален, и многие участки остаются свободными ото льда, что позволяет судам без ледового класса проходить транзитные маршруты при соблюдении определенных условий.
Тем не менее, ряд факторов делает такие рейсы потенциально рискованными. В северных морях лёд может формироваться локально и неожиданно, даже в конце лета. Даже лёгкие ледовые поля или ледяная крошка способны повредить корпус, винты или рулевое оборудование, создавая тем самым риски аварийных ситуаций. В арктических условиях это может иметь серьёзные экологические последствия.
Дополнительный фактор риска — возраст Mires, ему 20 лет. Нефтяные танкеры старше 15-20 лет традиционно рассматриваются как суда повышенного риска, и им особенно важно избегать экстремальных ситуаций, к которым относится плавание в арктических водах.
В конце августа 2025 года танкер Mires вышел из китайского порта Чжоушань, затем проследовал через Берингов пролив и продолжил движение вдоль арктического побережья России по Северному морскому пути. В начале октября судно поочередно заходило в порты Ленинградской области — Усть-Луга, Вистино и Приморск, где, вероятно, загрузилось российской нефтью для последующего экспорта.

