Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, руководитель совета КС НСБ России, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Санкт-Петербургский государственный университет.

В тексте Международная морская организация не смогла договориться о сборе средств с судовладельцев на борьбу с выбросами парниковых газов мы сообщали, что в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) в Лондоне досрочно завершилась вторая внеочередная сессия (14-17 октября 2025 года) Комитета по защите морской среды от загрязнения с судов (КЗМС). На рассмотрение в ускоренном порядке были вынесены для окончательного принятия предварительно одобренные весной этого года поправки к VI Приложению Международной конвенции о защите морской среды от загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ). 

Но после 4-дневных интенсивных обсуждений международное морское сообщество разделилось поровну на противников и сторонников рыночных мер регулирования сокращения выбросов парниковых газов с судов. По предложению России и ряда стран, не поддержавших такое спешное глобальное переустройство международных норм, Комитет прервал свою сессию на один год.

Пакет поправок к МАРПОЛ, рассмотрение которого было отложено Комитетом по защите морской среды на один год, включал не только новые требования в отношении Концепции ИМО по достижению чистых нулевых выбросов (Net-Zero Framework). Там были и другие поправки разной степени важности, в том числе и для Арктики - введение нового одиозного района контроля выбросов окислов азота (NECA) и серы (SECA) в Северной Атлантике. Эта поправка тоже отложилась.

Но не тут-то было. Не успел еще развеяться дым в курилке штаб-квартиры ИМО, как инициативная группа в лице Норвегии и Великобритании представила в ИМО предложение по принятию поправок к МАРПОЛ, не относящихся к Net-Zero Framework, на следующей сессии Комитета в апреле 2026 года, т.е. через полгода, а не через год.

Процедурно такое допускается, сроки введения NECA в этом случае для новых судов остаются теми же – суда, построенные 1 января 2027 или позднее. Немного (на те же полгода) сдвигается срок введения требований по контролю выбросов окислов серы для существующих судов.