Жуков М.А.

В правовой литературе не так часто встречаются работы, посвященные содержательной и правовой трактовке единичного понятия. Однако, такие работы весьма актуальны, так как существует проблема определенной двойственности языка права.

С одной стороны, право обычно воспринимается как исключительно строгая, построенная на безукоризненных логических конструкциях сфера научной и практической деятельности, близкая по своей природе скорее к точным, нежели к гуманитарным отраслям. В силу этого языковые конструкции правовых актов до известной степени отождествляются с математическими выражениями, что создает основу для стремления использовать их в процессе правоприменения в качестве однозначно и непротиворечиво сформулированных санкций. С другой стороны, право использует в своем текущем функционировании обыденный разговорный язык, в который лишь вкраплены элементы специфического понятийного аппарата. Использование же бытового языка часто маскирует наличие проблемы интерпретаций (содержательных и правовых) тех или иных расхожих понятий, воспринимаемых нашим сознанием как нечто самоочевидное и интерпретируемое на бытовом уровне.

Использование обиходного языка нельзя рассматривать как некий родовой изъян сферы права, который оно обязательно преодолеет в обозримом будущем. На самом деле, использование этого языка вытекает из природы естественного права, как формальной логической системы, не находящей основания в самой себе, что следует из теорем Гёделя о неполноте формальных систем. Основания логических правовых конструкций лежат вне сферы собственной формальной логики. Право зиждется на неких общих представлениях, стереотипах, в которых умственное, (рациональное), неразрывно сплетено с эмоциональным. И этот формирующий общественное правосознание труднорасчленимый сплав убеждений и предубеждений, логики и интуиций тем или иным способом находит свою реализацию через поток нашего вербализованного сознания в обиходном языке. Но очевидное на бытовом уровне вполне может оказаться неочевидным при попытке правовой интерпретации.

Проблема адекватности языковых понятий заложенным в них смыслам не нова. Развернуто она поставлена еще Платоном в диалоге «Кратил», где натуралистически мыслящий Кратил утверждает, что в словах адекватно отражается естественное (природное) сходство между формой слова и изображаемой им вещью. Возражающий ему Гермоген утверждает, что какое имя кто чему-либо установил, такое и будет правильным1. Со временем эта проблема выросла в особый философский дискурс, в рамках которого сформировалась семантическая теория истины Тарского2 или близкая к ней теория значений, развиваемая Куайном3, Девидсоном и другими философами. Существенными элементами их рассуждений являются представления о конвенционности понятийного аппарата языков и важности композиционного подхода, согласно которому значения предложений зависят от значения их частей и, одновременно, индивидуальные слова могут рассматриваться как значимые постольку, поскольку они играют роль в целых предложениях. Истинное же содержание выражений интерпретируется через взаимосвязь выражений в пределах структуры языка в целом. Таким образом, отношение языковой формы и заложенных в ней смыслов есть не аксиома, а теорема.

Вернемся к предмету нашего рассмотрения - понятию «коренной», вошедшему в последнее десятилетие в отечественную правовую систему и широко в ней укоренившемуся. Нужно отметить, что до середины 90-х гг. ХХ века это понятие в нормативных правовых актах не употреблялось. В царской России имело место выделение из общего правового пространства инородческих территорий (например: Великое Княжество Польское, Великое Княжество Финляндское) и инородцев (Устав об управлении инородцев от 22 июля 1822 г., Положение об инородцах 1892 г.), в отношении которых действовал специфический набор правоустановлений, выделявший их из основной массы подданных.

В советский период в 20-е гг. понятие «инородцы» было заменено понятием «туземцы» (Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР, утвержденное постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 25 октября 1926 г., Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О выполнении судебных функций органами туземного управления народностей и племен северных окраин РСФСР» от 14 октября 1927 г.). Во второй половине 20-х гг. сотрудники Комитета Севера (Комитет содействия народностям северных окраин) при ВЦИК СССР сформулировали понятие: «малые народности Севера». Народы эти выделяли по четырем критериям: 1) малая численность, 2) ведение оленеводческого и промыслового хозяйства (охота и рыболовство), 3) кочевой и полукочевой образ жизни, 4) низкий уровень социально-экономического развития. В 30-е гг. появилось близкое к современному понятийному аппарату понятие «малые народности Севера» (постановление ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера»). В целом же проводимая политика формирования социалистических наций стимулировала не выделять в качестве специфического субъекта правоотношений отдельные группы населения по признаку этничности, что в целом соответствовало правовой практике значительной части развитых стран (СЩА, Германия, Англия, Франция и др.). Советские законодатели исходили из того, что Советское государство осуществляет достаточную защиту прав и интересов всех граждан и в формировании специфического корпуса нормативных правовых актов, направленных на защиту прав отдельных групп граждан, выделяемых по критериям этнической принадлежности или численности, нет необходимости.

Таким образом, первоначально наше внутреннее законодательство определяло субъект особой государственной поддержки исходя из функциональных соображений не через признак коренности (так как все население Российской Федерации рассматривается как коренное), а через критерий численности. Это положение сохранилось и в начале 90-х гг. В Законе СССР от 26 апреля 1990 г. «О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР» в ст. 4 используется понятие «малочисленные народы и национальные группы». В тот же период в законодательстве появляются близкие понятия:
    

«национальные группы и малочисленные народы» в Законе РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;
«малочисленные народы и этнические группы» используется в Земельном кодексе РСФСР 1991 г., в Законе РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю», Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации», распоряжении Председателя Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г. № 1547/1-1 «О некоторых вопросах деятельности международного фонда развития малых народов и этнических групп на территории РСФСР».

Понятие «малочисленные народы Севера» появляется в Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 – 1995 гг., утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. № 145 и используется в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей среды». В постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. № 1561-1 «О депутатской ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» уточняется понятие «малочисленные народы Севера», с учетом того факта, что названные народы проживают, в том числе, и за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

В дальнейшем в процессе законотворчества в зависимости от адресата закона используются либо понятия «малочисленные народы» (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»), либо понятие «малочисленные народы Севера» (Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-I «О подоходном налоге с физических лиц», постановление Съезда народных депутатов РФ от 21 апреля 1992 г. № 2707-1 «О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей», постановление Верховного Совета РФ от 25 декабря 1992 г. № 4240-1 «О включении государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах в перечень федеральных целевых программ», постановление Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г. №2612-1 «Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера», Указ Президента РФ от 22 апреля 1992 г. № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» и целый ряд других нормативных правовых актов). В то же время спорадически используется понятие «малочисленные народы и этнические группы» (Основы лесного законодательства РФ 1993 г.).

Возникновение практики выделения в правовой системе России определенных категорий населения в качестве специфических субъектов праворегулирования по признаку коренности первоначально было связано с использованием «мирового опыта» и восходит к международным документам, точнее к способам перевода общеупотребительного в англоязычных документах понятия «indigenous people». Впервые вопрос о выделении представителей коренных народов в качестве особого субъекта правоотношений был поставлен на сороковой сессии Международной организацией труда (МОТ) в Женеве в Конвенции № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах» и Рекомендации № 104 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах», принятых 26 июня 1957 г. Указанная Конвенция МОТ была пересмотрена в 1989 г. Генеральной конференцией МОТ, созванной в Женеве Административным советом Международного бюро труда на 76-ю сессию, принявшей новую Конвенцию № 169 МОТ от 27 июня 1989 г. Россия и в этой редакции Конвенцию МОТ не ратифицировала. Тем не менее, влияние этой Конвенции на правовые стереотипы и, в конечном счете, на правовую систему России оказалось существенным, так как если на нее нельзя ссылаться как на правовой императив, на нее очень часто ссылаются как на некий моральный пример. Одним из главных его результатов было закрепление в общественном сознании представителей отдельных секторов научного и журналистского сообществ представления о коренном населении как об особой группе населения, являющейся специфическим субъектом правоотношений. Выделение из всей совокупности многонационального народа России групп населения по принципу коренности в качестве специфического субъекта права начиная со второй половины 80-х гг. ХХ в. из широко тиражируемых текстов начало перетекать в обиходный язык и массовое сознание и стало восприниматься как нечто естественное и самоочевидное. Так в Декларации о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой, принятой в Оттаве 1 февраля 1992 г., содержится положение, согласно которому стороны обязуются содействовать прямым контактам между коренными народами северных районов России и Канады на основе их собственных рабочих соглашений.

В Межреспубликанской программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284, используются одновременно (в том числе и в одной фразе) понятия: «народы Севера», «малочисленные народы Севера», «малочисленные этнические общности» и «коренное население». Конституция РФ в ст. 69 впервые использует понятие «коренные малочисленные народы». Одновременно в ст. 72 используется понятие «малочисленные этнические общности» несущее ту же смысловую нагрузку.

Таким образом, к 1993 г. сформировался основной набор близких, а иногда и идентичных по вкладываемому в них смыслу понятий. В середине девяностых годов практика использования понятийного аппарата все еще не была устоявшейся. Это ярко проявилось в 1995 году в принятом пакете природно-ресурсных законов. В Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» используется понятие «малочисленные народы и этнические группы»; в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» – понятия «коренное население» и «малочисленные этнические общности»; в Федеральном законе 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» - «коренное население» и «коренные малочисленные народы и этнические общности»; в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» – понятие «коренные малочисленные народы и этнические общности Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Начиная с 1996 г. в зависимости от адресата понятия «коренные малочисленные народы», «коренные малочисленные народы Севера» (сокращенный вариант) и «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (полный вариант) постепенно становятся основными понятиями правовой системы: Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», Лесной кодекс РФ 1997 г. и др. Таким образом, к 1996 г. дефиниция «коренной» постепенно «перетекла» из англоязычных международных документов в язык российского законодательства, внеся с собой новые смыслы и противопоставления, ранее в нем отсутствовавшие.

Строго говоря, англо-русские словари дают следующие варианты значений слова «indigenous»: «туземный, местный, природный, врожденный». Понятие «коренной» использовалось российскими переводчиками как аналог понятия «туземный», которое рассматривалось как недостаточно политкорректное, так как в русской литературе XIX века, особенно книгах о европейских колониях, слово «туземец» несло в себе оттенок пренебрежения, связывалось со смыслами: «примитивный, неразвитый». В тоже время, основной обиходный смысл слова «туземец» - местное население - часто применявшийся и к местному славянскому населению, к концу XIX в. видоизменяется. Это слово начинает использоваться в качестве противопоставления в целом русскому (включая Белую и Малую Русь) населению и приобретает смысл: «нерусский». Отечественные переводчики, интерпретируя слово «indigenous», учитывали всю перечисленную гамму смыслов, отделяя местное русское население от местного же нерусского. Но при этом они решали лингвистическую, а не правовую задачу, и не заметили, как разделили доселе единый российский народ на две правовые категории. Одни граждане получили правовой статус «местных, коренных». Другая, большая часть граждан, статуса такового не получившая, автоматически в силу смысловых противопоставлений лингвистических конструкций обиходного языка оказалась в категории «не местных, не коренных, пришлых, мигрантов», даже если их предки живут на тех или иных землях с XVI – XVII, а то и с XII – XIII вв.

Сам по себе принцип отнесения конкретного гражданина к той или иной категории на том основании, что представители некоей этнической общности, с которой он себя отождествляет, проживали на определенной территории в течение определенного времени имеет достаточно шаткие основания в ситуации, когда ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Эти положения в соответствии со ст. 15 Конституции имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации.

Что касается определения «коренности» через сроки проживания на той или иной территории, то здесь кроется очевидный подвох, так как непонятно, какими временными рамками мы должны оперировать в этом случае: 1 месяц, 1 год, 10 лет, 100 лет, 1000 лет. Где границы, отделяющие достаточно долгое проживание от недостаточно долгого? Тут надо пояснить, что важным, но ничем не обоснованным стереотипом является представление об исконности проживания коренных народов в местах их современного проживания и о приходе русских на территории с уже сложившимся составом аборигенного населения. На этом основании делается вывод о правомерности подхода, при котором момент прихода русских в данный регион рассматривается как черта, до которой проживание считается достаточно долгим для признания населения коренным, а после которой - недостаточно долгим. Основанное на незнании реальной этнической истории Севера, Сибири и Дальнего Востока, это мнение сыграет роль яблока раздора в отношениях между самими аборигенными народами. Ведь многие из них живут совместно или черезполосно, и обычны ситуации, когда одни пришли на территорию нынешнего обитания до, а другие после появления там русских. Долгане, например, сформировались как новая этническая общность уже после прихода русских на Хатангу. Причем в их формировании наряду с эвенкийскими и якутскими родами, участвовали и русские «затундряные крестьяне». Если русские входят в число предков долган, то как они могут рассматриваться как некоренные, а их потомки, как коренные? Аналогичная ситуация с камчадалами, также сформировавшимися в процессе брачного поглощения народами Севера русских переселенцев.

Нужно подчеркнуть, сама постановка вопроса о длительности проживания применительно к этой части страны просто неприменима. Она всегда была ареной вселений, переселений, масштабных миграций. Сюда уходили от кровопролитных войн и жестоких властей в поисках спокойной и счастливой жизни. Приход русских был лишь последней по времени крупной миграционной волной, ничем в этом плане не отличавшейся от волн предыдущих. Он только подхлестнул шедшие и без него миграционные процессы. Прекращение состояния войны всех против всех уже в XVIII столетии сделало передвижение практически безопасным. Старые крупные родовые объединения, скрепляемые необходимостью ежеминутной готовности к обороне, буквально рассыпались, широко перемещаясь по просторам Севера и осваивая всё новые и новые территории. К этому стимулировала и резкая активизация рынка местных ресурсов. Обычны были и переселения в другие регионы, связанные с уходом от произвола администраторов. Если сравнивать этнографические карты Севера хотя бы за последние три столетия, различия становятся очень заметны.

Вопрос о введении в правовой язык дефиниции «коренной» не является праздным. Это определение прилагается к тем группам населения России, которые в сравнении с остальным населением располагают неким дополнительными правами и в отношении к которым государство возлагает на себя дополнительные обязательства. Сама языковая структура формулировки «коренные малочисленные народы» такова, что «коренность» уже воспринимается в обыденном сознании большинства населения в качестве мотивирующего основания. И это обычная ситуация, когда через языковые формы новые смыслы проникают в обыденное сознание и уже через него в сознание правовое. Как было показано выше, мотивом законодателей, установивших в отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока некоторый дополнительный объем прав и государственных обязательств была малочисленность и социальная специфика, а не «коренность», что и находило свое отражение в используемых дефинициях. Соответственно, устанавливаемые нормы изначально имели природу не исключительных национальных прав, наличие каковых Конституция России не предусматривает, а экстраординарных правовых установлений, направленных на поддержку оказавшейся в наиболее трудном положении части социума.

Подмена в массовом правовом сознании мотивировки законодателя и, соответственно, природы правоустановлений создает условия постепенной деформации правовой системы в совершенно не предполагавшихся изначально направлениях. В рассматриваемом нами частном случае введение в обиход правового языка понятия «коренной» с неизбежностью ведет к возникновению в российском законодательстве институции: «исключительные национальные права», основой для которой является противопоставление смыслов «коренной» - «мигрант». А с этими смыслами в обыденном сознании неразрывно связаны представления о превалировании прав первых над вторыми, идет ли речь о правах на землю, на ресурсы, на само право правоустановления. Если же учесть, что с одной стороны практически все народы нашей страны являются мигрантами, так как откуда-то, куда-то, когда-то перемещались, а с другой стороны в России практически нет не только этнически однородных территорий, но и этнически однородных граждан, можно представить себе какого масштаба бомбу мы закладываем в собственное законодательство. Не нужно забывать, что СССР и Югославия развалились не вопреки, а на основе собственного национального законодательства. Но еще тридцать лет назад заявления, что особенности законодательства грозят названным странам развалом, вызвали бы у большей части их населения лишь недоумение.

Пока еще развал России «уже завтра» из-за отнесения части ее населения к категории «кореннные народы» и, соответственно, неупотребимости в отношении остальных частей населения понятия «коренной», не проглядывается. Однако, на горизонте уже появились первые облака. Возникли они в связи с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Дело в том, что этим законом устанавливается приоритет доступа к природным ресурсам, необходимым для традиционного природопользования. В связи с этим возникает очевидная правовая коллизия, заключающая в себе такие «прелести», как запрет на профессию по этническому принципу и несущая семена серьезных межнациональных конфликтов.

Статья 13 названного Федерального закона устанавливает, что: «Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов … Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд…». Тут нужно напомнить, что со сферой традиционного природопользования в нашей стране связано несколько групп населения:

1) представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) представители коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, не являющихся малочисленными (саха-якуты, коми, тувинцы, алтайцы, хакасы, буряты, карелы);
3) старожилы - сибирские татары, разнообразные группы русскоязычного населения4.

Если перевести положения цитируемой статьи на обыденный язык то, как представители коренных народов, не являющихся малочисленными, так и представители старожильческого населения не могут, например, заниматься промысловой охотой и рыбалкой в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, т. е. более чем на половине территории страны. Они могут, подобно вахтовикам и недавним переселенцам, заниматься только спортивной охотой и рыбалкой для личных нужд на общегражданских основаниях, оплачивая, кстати, лицензии по ставкам спортивной трофейной охоты.

Так получилось, что рассматриваемый закон регулирует самые главные правоотношения в сфере традиционного природопользования – вопросы доступа к ресурсам традиционного природопользования и, по существу, определяет круг субъектов традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В связи с этим, в данном законе должны были бы быть урегулированы правоотношения в сфере традиционного природопользования применительно ко всем связанным с ним группам населения. Казалось бы, формулировка ст. 3 указанного Федерального закона позволяет рассматривать представителей всех вышеперечисленных групп населения в качестве полноправных субъектов традиционного природопользования. Однако если мы обратимся к комментариям к рассматриваемому федеральному закону5, то обнаружим, что на лица, не относящиеся к малочисленным народам, закон распространяться не будет, если они не являются родственниками лиц, принадлежащих к коренным малочисленным нардам Севера. Это, конечно, частное мнение толкующего закон юриста, но юриста опытного и принимавшего самое активное участие в разработке данного закона. Просто отмахнуться от его мнения было бы неразумным.

Конституция России, исходя из идеи равноправия народов, провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч. 1 ст. 9). Конституционный Суд РФ, толкуя данную норму, пришел к выводу, что земля и иные природные ресурсы (недра, лес, животный мир) представляют собой естественное богатство, ценности всенародного значения; это есть публичное достояние многонационального народа России и как таковые являются федеральной собственностью особого рода, имеющей специальный правовой режим6.

С нашей точки зрения описанная проблема может быть разрешена на основе следующей мотивировки. Законодательство о поддержки малочисленных народов является экстраординарной покровительственной мерой, направленной на поддержку специфических малочисленных, локальных групп населения, оказавшихся в особо трудных условиях. Использование применительно к малочисленным народам понятия «коренные» интерпретируется как указание на укорененность этих групп населения на территории нашей страны. Иными словами, указанные меры покровительственного права в отношении малочисленных, локальных групп населения, укорененных в других странах, но проживающих также и в России, например – народов Синьдзяня, не применяются. Что касается вопросов доступа к ресурсам традиционного природопользования, то это вопрос регулирования вида хозяйственной деятельности, и регулироваться он должен применительно ко всему кругу субъектов этой деятельности. При этом, нужно подчеркнуть, что право гарантированного равного доступа к ресурсам традиционного природопользования необходимо для всех субъектов традиционного природопользования, а меры особой поддержки – только конкретным их группам.

Источники:    

  1. Платон. Сочинения. Т.1. М., 1968. С. 416.
  2. См., например: Tarski A. The Conception of Truth in: Formalised Languages in Logic, Semantic, Metamathematics. Clarendon Press, Oxford, 1956.
  3. См., например: Quine W.V. Truth by Convention in: The Way of Paradox. Random House, New York, 1966.
  4. См.: Жуков М. А. Федеральный закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития севера Российской Федерации”. Возможные проблемы правоприменения // Государство и право. 1997. № 9. С. 36 – 38; Он же. О совмещении прав ведущих традиционный образ жизни групп населения Российского Севера // Журнал российского права. 1998. № 2. С. 65 – 72; Он же. «Северное право» и пути отражения интересов его субъектов в законодательстве // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 23 – 33; Жуков М. А., Хвальковский А. В. Сельские старообрядческие общины, как субъект права // Журнал российского права. 1999. № 3. С. 24 – 30; Жуков М. А. Старожильческое население российского севера как субъект традиционного природопользования / В кн.: Проблемы традиционного природопользования. Север, Сибирь, Дальний Восток Российской Федерации. М., 2000. С. 32-43.
  5. Павлов П. Н. Комментарии к Федеральному закону «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Приложение к журналу «Мир коренных народов. Живая Арктика». М., 2001.
  6. Постановление КС РФ от 9 января 1998 г. № 1-П // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429; постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728; Определение КС РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117.

 

Журнал российского права. - 2009. - № 6. - С. 123-131.