Интернет-газета Фонтанка.ru сообщила, что плавучий атомный энергетический блок размерами 144 на 30 метров (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», который с 2009 года строили на Балтийском заводе, в субботу 28 апреля покину Петербург и начал буксироваться по Неве.

По словам заместителя руководителя дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрия Алексеенко, буксировку будут осуществлять в два этапа: из Петербурга – в Мурманск, а затем из Мурманска на Чукотку – в Певек. На первом этапе плавучий энергетический блок (ПЭБ) без ядерного топлива будет отбуксирована с территории Балтийского завода к причалу ФГУП Атомфлот в Мурманске. Далее на втором этапе – ориентировочно летом 2019 года – он, уже с загруженным ядерным топливом и экипажем на борту, будет доставлен из Мурманска в морской порт Певека. Осенью в Мурманске состоится загрузка ядерного топлива в реактор и его физический пуск. Ранее в Росатоме отказались от идеи запуска реактора в Петербурге.
Как сообщается Интернет-сайтом EADaily.com Весь комплекс буксировочных и маневровых услуг, связанных с перегоном плавучего энергоблока (ПЭБ) по маршруту Санкт-Петербург — Мурманск — Певек окажет ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота".
В самом Певеке, где расположится плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), продолжаются строительные работы, включая сооружение мола-причала, гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста.
Осенью текущего года в Мурманске состоится загрузка ядерного топлива в реактор и его физический пуск, а готовый к работе ПЭБ доставят по Северному морскому пути в Певек и подключат к береговой инфраструктуре. "После ввода в эксплуатацию, который запланирован на 2019 год, ПАТЭС заменит Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели, и станет самой северной атомной станцией в мире", — отмечается в сообщении.
"Установка ПАТЭС в труднодоступных районах России — очень перспективное направление развития российской инженерной мысли", — говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Он напоминает, что о важности освоения Крайнего Севера неоднократно говорил президент страны. Кроме того, заявил Андриевский Центру энергетической экспертизы, "проект отвечает всем требованиям МАГАТЭ, это снимает всевозможные претензии к нему на международном уровне. Учитывая растущий интерес к Арктике со стороны ряда стран, и тот факт, что удовлетворение энергопотребностей в этом регионе связано с рядом понятных трудностей, которые эти страны пока в полной мере не решили, появление ПАТЭС наверняка вызовет научный и деловой интерес у ряда партнеров России ".
В свою очередь, советник президента ГК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков напомнил, что к проекту еще на стадии строительства проявляли интерес многие государства и "особенно активен в этом направлении Китай". По мнению эксперта, "с выходом на эксплуатацию первой ПАТЭС в случае ее успешной работы можно ожидать, что проект захотят реализовать страны, которые раньше и мечтать не могли о развитии у себя атомной энергетики".
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" проекта 20 870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс мобильных энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. ПЭБ — это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.