30 сентября в г. Якутске в рамках заседания III Северного Форума состоялась IV межрегиональная научно-практическая конференция «Арктический вектор». В этот раз темой обсуждения стал Северный завоз и пути его развития. В конференции приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Русского географического общества, научных кругов и бизнеса.

Основными темами конференции стали обсуждение законодательного регулирования вопросов Северного завоза, использование новых технологий и техники при осуществлении Северного завоза, а также оптимизация процессов логистики.

Модератором пленарного заседания выступил министр по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Владимир Черноградский.

В ходе пленарного заседания участники отметили высокий потенциал Якутии, как модельного региона при создании федеральной законодательной базы для регулирования Северного завоза.

Северный завоз затрагивает около 3 млн жителей России. При этом лидерами по количеству людей, к которым он имеет отношение, являются Якутия и Красноярский край.

Модератором первой секции по совершенствованию механизмов государственного и муниципального управления «северным завозом» выступил профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Пилясов.

В рамках секции особое внимание участников конференции привлекло выступление координатора Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), доцента кафедры государственного управления и публичной политики института общественных наук РАНХиГС Александра Воротникова.

Как пояснил эксперт, энергосервисные контракты способны оптимизировать систему северного завоза топливно-энергетических ресурсов в отдаленные арктические районы Якутии.

Доля транспортной составляющей в отдельных тарифах на тепловую энергию может достигать 60% всех затрат из-за сложной транспортной схемы завоза топливно-энергетических ресурсов с многочисленными перевалками, длительным хранением в пунктах депонации.

Выходом из ситуации может стать заключение энергосервисных контрактов. Такой контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности. Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.

Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, привлекаются энергосервисной компанией, отметил Александр Воротников.

Также данное предложение было поддержано в рамках выступления врио заместителя Председателя Правительства Камчатского края, министра экономического развития и торговли Камчатского края Юлии Морозовой.

Министр по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Владимир Черноградский выдвинул вопрос о комплексном подходе при формировании государственной системы снабжения арктических территорий. Министр рассказал о начале строительства торгово-логистических центров в арктических районах, для совершенствования «северного завоза». Владимир Черноградский отметил, что вопрос развития малой авиации, действительно, один из главных в Арктике и необходимо рассматривать все возможные варианты для его дальнейшей реализации.

Александр Пилясов, подводя итоги секции, подытожил, что идет накопление новых знаний усилиями государственной власти республики и научного сообщества - о том, каким должен быть современный процесс Северного завоза. После периода 90-х годов, как отметил Александр Николаевич, идет большой прорыв в идеях, подходах. На сегодняшний день в России уделяется очень большое внимание развитию Арктической зоны, а главное, вопрос Северного завоза рассматривается на государственном уровне.

В рамках второй секции «Новые технологии и техника для обеспечения северных и арктических территорий» участники обсудили варианты доставки грузов с использованием современных технологий.

Модераторами секции выступили заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Ольга Рафаилова и декан Автодорожного факультета ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» Дмитрий Филиппов.

Сразу несколько спикеров конференции рассказали о весьма современных методах доставки грузов.

Так, о возможностях применения современных дирижаблей рассказал генеральный директор ООО «БЭДФОРД ГРУПП» Владимир Ворошилов. Оказалось, что экономические показатели доставки топлива с помощью дирижаблей позволяют говорить о выигрышных позициях таких решений для ряда территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Также генеральный директор ООО «АБРАХАМ ТЕХНОЛОДЖИ» Станислав Кочкин презентовал проект по доставке грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Большой интерес вызвал доклад коммерческого директора компании «Вездеходы «Бурлак»» Романа Панкратьева, который рассказал не только о возможностях вездехода, но и об опыте сотрудничестве с бюджетными организациями в регионах Арктики.

Дмитрий Белов, заместитель директора Фонда «Арктика» выдвинул вопрос о включении в государственные программы развитие машиностроения для арктических условий. Разработка и серийное производство легких вездеходов-тягачей на шинах сверхнизкого давления для тундр и арктических пустынь заинтересовало участников конференции.

На третьей секции «Логистика и инфраструктура «северного завоза» обсуждены перспективы повышения эффективности мероприятий по обеспечению территорий Арктической зоны с ограниченными сроками завоза грузов. Модератором выступил первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев.

Сергей Неустроев в рамках своего приветствия рассказал о состоянии северного завоза в республике, о проблемных вопросах, о нормативном обеспечении Северного завоза.

Дмитрий Лепчиков, председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), проинформировал о текущем состоянии и перспективных направлениях развития системы «северного завоза».

Александр Кугаевский, заместитель ректора по аналитической и экспертной деятельности ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова» представил интересный доклад на тему: «Северный завоз: Госплан или рынок?», который вызвал оживленную дискуссию.

Проблемы и пути решения «северного завоза» внутренним водным транспортом, выделил Сергей Емельянов, исполнительный директор ПАО «ЛОРП».

В свою очередь, Александр Попов, доцент кафедры технических направлений подготовки Якутского института водного транспорта, выступил с предложением совершенствовать транспортно-логистическую схему завоза грузов в районы Арктики Республики Саха (Якутия).

Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан», рассказал о передовых разработках в области цифрового моделирования актуальных процессов Дальнего Востока и Арктики.

Спикеры и участники пришли к общему мнению, что реализация проектов, представленных в рамках конференции, позволит оперативно управлять логистическими цепями поставок социально значимых товаров в арктические районы, принесет значимый экономический и социальный эффект, будет способствовать повышению качества жизни населения.

Адрес, на котором размещены презентации