Письмо В.А. Штырова - И.Н. Слюняеву от 10.10.2013 г.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

103426, Москва, Б.Дмитровка, 26


 

10 октября 2013 г. №2.4-15/491
 

 

Министру
регионального развития
Российской Федерации
И.Н. СЛЮНЯЕВУ

Уважаемый Игорь Николаевич!

Министерством регионального развития Российской Федерации внесен в Аппарат Правительства Российской Федерации проект распоряжения Президента Российской Федерации «О составе Арктической зоны Российской Федерации». Указанный проект распоряжения непосредственно касается двух субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа - Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа*.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддерживает предусмотренное проектом распоряжения положение об отнесении к Арктической зоне всей территории Чукотского автономного округа, но в то же время считает необоснованным отнесение к ней только пяти муниципальных районов Республики Саха (Якутия).

Такое решение предлагается принять исключительно на основе административного подхода — арктическая зона определяется в границах муниципальных образований, имеющих береговую линию с Северным Ледовитым океаном. При этом не принимаются во внимание объективные структурно-вещественные особенности территорий как объектов хозяйственного освоения, а также ресурсные, транспортные, биосферные, пограничные, оборонные и другие функции территорий, которые учитываются в стратегическом планировании развития экономической и иной деятельности Российской Федерации.

В этой связи Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации были направлены в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева предложения о включении в состав Арктической зоны не пяти, а тринадцати муниципальных районов Республики Саха (Якутия) (№ 2.4-13/422 от 5 сентября 2013 г.). Обращения аналогичного содержания в министерства и ведомства Российской Федерации направлялись и Правительством Республики Саха (Якутия). Эта позиция поддержана и экспертным сообществом.

В тоже время протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 17 сентября 2013 года № ДК-П1б-208пр поручено Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в срок до 10 октября 2013 года представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект государственной программы Российской Федерации «Социально- экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Учитывая вышеизложенное, прошу Вас, уважаемый Игорь Николаевич, поддержать позицию Совета Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия) об отнесении к сухопутной части Арктической зоны Российской Федерации тринадцати муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

 В.А. ШТЫРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ 13 МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СОСТАВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Арктика - особая территория, отличающаяся богатейшими природными ресурсами, хрупкой экосистемой, крайне дискомфортными климатическими условиями для проживания населения, при этом, привлекающая внимание многих стран запасами минеральных природных ресурсов. Только на северных территориях Республики: Саха (Якутия) сосредоточены крупнейшие месторождения нефти, угля, золота, алмазов, цветных и редких металлов, стоимость потенциала которых составляет порядка 870 трлн. рублей.

Вместе с тем, в силу объективных факторов сегодня арктические регионы слабо привязаны к общероссийскому экономическому, информационному и транспортному пространству, значительно отстают от средних показателей по России, что в очередной раз доказывает необходимость правового регулирования данных территорий.

В настоящее время на. законодательном уровне не определена территория и границы Арктической зоны Российской Федерации. В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей — Северный полярный круг (66°33' северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.

На сегодня в России отсутствует единый акт, регламентирующий вопросы, связанные определением территории и границ Арктической зоны Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 последнего варианта проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации:», разработанного Минрегионом России, состав Арктической зоны Российской Федерации и перечень входящих в нее территорий муниципальных образований утверждается решением Президента Российской Федерации по предложениям Правительства Российской Федерации.
При этом в части 2 статьи 4 данного законопроекта изложено, что к . критериям отнесения территорий муниципальных образований к территории арктической зоны России, установленным решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года, относятся:

1)    наличие    в границах муниципальных образований, расположенных на северном побережье Российской Федерации,, береговых линий акваторий Северного Ледовитого океана;
2)    значение    территорий муниципальных образований, не имеющих в своих границах береговых линий с акваториями Северного Ледовитого океана, для обеспечения обороны и безопасности и использования Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной магистрали в Арктике, объединяющей региональные транспортные подсистемы севера Европейской части Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока;
3)    обеспечение    единства и целостности природно-хозяйственных комплексов, транспортная система которых связана с морскими акваториями Северного Ледовитого океана и нижними течениями впадающих в них рек.

Кроме того, в части 3 статьи 4 законопроекта изложено, что при уточнении состава Арктической зоны РФ помимо установленных критериев и условий могут учитываться особые условия жизнедеятельности населения, медико-биоклиматические факторы. При этом нормы законопроекта не  раскрывают, какие особые условия жизнедеятельности населения будут рассматриваться при уточнении состава Арктической зоны.

На сегодня Министерством регионального развития Российской Федерации разработан проект распоряжения Президента Российской Федерации о составе Арктической зоны РФ, согласно которому к Арктической зоне РФ отнесены лишь 5 муниципальных образований Республики Саха (Якутия): Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Нижнеколымского, Устъ-Янского улусов (районов), область территории которых представляет собой узкую прибрежную полосу.

Считаем необходимым отметить, что данное определение состава Арктической зоны РФ в проекте решения Президента РФ не дает полного представления о структурно-вещественных особенностях территорий, как объектов хозяйственного освоения, а также ресурсных, транспортных, биосферных, пограничных, оборонных и других функциях территорий, которые учитываются в стратегическом планировании развития экономической и иной деятельности Российской Федерации.

В свою очередь, предлагаем определить в качестве критерия южной границы Арктической зоны Российской Федерации линию Северного полярного круга 66°33' северной широты с учетом включения южных границ муниципальных образований. При использовании данного подхода в состав Арктической зоны РФ могут быть включены 13 муниципальных образований Республики Саха (Якутиия): Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Устъ-Янский, Эвено-Бытантайский районы республики, расположенные за Северным полярным кругом.

Необходимо отметить, что в ранее разработанном Минрегионом России законопроекте об Арктической зоне Российской Федерации, который был рассмотрен и одобрен 7 февраля 2013 года на заседании Межведомственной рабочей группы по разработке данного законопроекта, состав Арктической зоны РФ был определен персонально, с включением   перечня муниципальных образований, в том числе и 13 вышеперечисленных муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Такой подход позволит объективно идентифицировать объект государственного    регулирования,    определит    зону экономического воздействия Арктической зоны и учитывает критерии дискомфортности проживания населения.

Дифференцированные критерии определения южной географической границы территории АЗРФ учитывают основные географические признаки и другие структурно-вещественные и функциональные особенности, которые характерны только для этой зоны, а именно:

4)    все морские водные объекты, являющиеся элементами Северного Ледовитого океана;
5)    мелководный шельф и прибрежная территория образуют единую морфодинамическую систему (продолжение речных долин на подводном склоне, динамика берегов, подтопление и нарушение режима вечной мерзлоты на равнинных участках побережья и др.);
6)    в геологическом строении прибрежных равнин и континентального шельфа выделяются структуры и полезные ископаемые одного генезиса (продолжение сухопутных нефтегазоносных структур и месторождений в недрах континентального шельфа);
7)    с водосборных площадей жиггеий и твердый сток поступает в арктические моря, включая загрязняющие вещества.

Территория Арктической зоны РФ в рассматриваемых границах характеризуется следующими особенностями: наличие явления полярного дня и полярной ночи; преобладание безлесных ландшафтов; холодный климат с преобладанием арктических воздушных масс, распространение ледников, снежников в высотах близких к уровню моря; ледовитость морей, наличие дрейфующего льда на морских акваториях в летний период; повсеместное распространение вечной мерзлоты; неблагоприятные для жизни человека природные условия. Эти экстремальные условия определяют высокие риски для здоровья населения, объектов инфраструктуры, а также проявляются в удорожании строительных, транспортных и других работ.

Уточнение географической границы территории Арктической зоны РФ на основе применения дифференцированных критериев позволяет перейти к решению практических вопросов по установлению особых условий хозяйствования и пограничного режима, определению статуса муниципальных образований, входящих в состав арктических территорий, а также:

8)    сформировать в пределах Арктической зоны РФ (с включением в ее состав акваторий Белого моря и Обской губы) единую морскую транспортную систему, имеющую транснациональное значение;
9)    создать в Арктической зоне РФ крупные центры нефтегазодобычи на базе . сухопутных и морских месторождений, которые обеспечат диверсификацию экспортных поставок углеводородного сырья, энергетическую безопасность страны, с учетом падения добычи па системообразующих месторождениях Сибири, Дальнего Востока и других регионов;
10)    решить вопросы комплексной безопасности с участием административно-территориальных образований арктических территорий РФ;
11)    определить особый режим экологической безопасности в районах освоения месторождений на шельфе и в прибрежной зоне;
12)    повысить роль коренных малочисленных народов в управлении охраной природной среды и природопользованием.

Предлагаемые подходы к определению южной границы Арктической зоны РФ имеют мультипликативное значение для обеспечения устойчивого развития арктических регионов, создания современной системы комплексной безопасности, повышения конкурентоспособности и имиджа России, как приарктического государства.

Границы Арктической зоны РФ с учетом определения в качестве критерия южной границы Арктической зоны Российской Федерации линию Северного полярного круга 66°33' северной широты с учетом включения южных
границ муниципальных образований.

Якутия