Беседа журналистки Парламентской газеты Ольги Стройновой с ведущим сайта «Арктика сегодня» Михаилом Жуковым.
Ольга 2 мая 2014 года Президент Российской Федерации подписал подготовленный Минрегионом России Указ № 296, определивший сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Мне кажется, вся эта история тянется уже года полтора. Почему так долго?
Михаил Действительно на определение состава Арктической зоны России ушло примерно полтора года, хотя начиналась эта история не с акта о составе Арктической зоны, а с поручения Правительства России распоряжением от 14 декабря 2012 г. № 2369-р Минрегиону России разработать проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства на 2013 год. В соответствии с поручением, сроками его внесения в Правительство был определен май 2013 года, а в Государственную Думу – июль 2013 года. 7 февраля 2013 года законопроект был представлен на заседании Межведомственной рабочей группы при Минрегионе России, о чем подробно рассказывалось в нашем прошлом интервью «Арктическая зона России, неуловимая и ускользающая».
Ольга В прошлый раз мы остановились на письме заместителя Министра регионального развития С.М.Назарова от 8 июля 2013 года №12051-СН/02, в котором на согласование представлялась очередная версия состава Арктической зоны России с пояснительной запиской НИИ Арктики и Антарктики Росгидромета России, содержание которой противоречит содержанию районирования, которое она, как это декларировалось, должна была обосновывать. Что происходило дальше?
Михаил В целом дальнейшие события описаны в статье «Проблемы выделения Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)», размещенном на нашем сайте. По существу же после того, как Минрегион России взял курс на минимизацию состава Арктической зоны России, руководство регионов, чьи предложения не были учтены, начали борьбу за то, чтобы быть услышанными.
Ольга Прямо-таки борьбу?
Михаил По-разному. В некоторых случаях - буквально борьбу.
Ольга Ну, например?
Михаил Например, Мурманская область, половину которой планировалось в состав Арктической зоны не включать. Губернатор области М.В. Ковтун обращалась к Президенту России, к Председателю Правительства России, к заместителю Председателя Правительства России Д.Н. Козаку.
Ольга Губернатор всю деятельность вела лично?
Михаил Нет, конечно. Действовало правительство области в целом. Непосредственно вела вопрос министр экономического развития области, которая обеспечивала организационную работу и координацию. В случае необходимости, подключались заместители губернатора А.М. Тюкавин и Г.И. Стратий. На площадке Совета Федерации активно действовал сенатор от Мурманской области И.К. Чернышенко. Принимал участие депутат Государственной Думы В.А.Язьев, обращавшийся к Министру регионального развития России И.Н.Слюняеву.
Ольга И что этой командой делалось конкретно?
Михаил Обеспечивалось привлечение экспертов и присутствие на всех профильных мероприятиях, где представлялась позиция области и ее обоснование. Своевременно направлялись в Правительство России и профильные ведомства разного рода документы, отстаивающие позицию региона.
Ольга Какие именно позиции отстаивались?
Михаил Первое: включение области в состав Арктической зоны целиком и обоснование этой позиции. Второе: отстаивание набора наиболее адекватных критериев определения состава Арктической зоны России.
Ольга Если работала такая большая команда, то что делала губернатор?
Михаил Несколько раз, когда позиция региона игнорировалась Минрегионом России и создавалось впечатление, что борьба проиграна, губернатор фактически «возвращала мяч в игру», решительно обращаясь на самый верх. Обращалась она и к губернаторам других арктических регионов, выстраивая общую позицию. В качестве иллюстрации могу привести ответ Марине Васильевне губернатора Красноярского края Л.В. Кузнецова.
Ольга И что, регионам отстаивать свои позиции было так сложно?
Михаил Очень даже не просто. Республика Саха (Якутия) своих позиций так и не отстояла, о чем подробно рассказано в уже упоминавшейся статье «Проблемы выделения Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)». Что касается Мурманской области, то от идеи включать ее в Арктическую зону России частично Минрегион России отказался уже осенью 2013 года.
Ольга И так было со всеми арктическими регионами.
Михаил Вовсе нет. По поводу Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономного округа никаких вопросов не было, хотя территория двух последних округов простирается далеко на юг от линии Северного полярного круга. И я лично считаю это правильным. Не было вопросов с северными, но отнють не арктическими по своему характеру муниципалитетами Архангельской области, расположенными на южном берегу Белого моря, в то время как муниципалитетам на северном берегу Белого моря в таком статусе упорно пытались отказывать. Губернатор Красноярского края просил включить в состав Арктической зоны России заполярный порт Игарку, а в нее без всяких возражений включили весь Туруханский муниципальный район, простирающийся на юг до широты города Выборг.
Ольга Много странностей?
Михаил Много.
Ольга На каком уровне препятствовали включать в состав Арктической зоны России заведомо заполярные территории Мурманской области и Республики Саха?
Михаил Ну уж не на самом верхнем, это точно. Из федеральных ведомств стойкое желание минимизировать Арктическую зону России предполагается только у Минфина России, но это ведомство не принимало видимого активного участия в этом вопросе. Что касается Минрегиона России, то курирующие заместители Министра не демонстрировали каких-либо намерений «держать и не пущать». Директор профильного департамента Е.С. Чугуевская честно признавалась, что с арктическими проблемами не знакома, погружена в непрерывный поток совершенно других проблем и переадресовывала к своим сотрудникам, которым этот вопрос поручен. И проблемы начинались на уровне этих сотрудников, которые не приводили никаких возражений предъявляемым им аргументам, а просто не реагировали на них, продолжая на практике отстаивать некую только им понятную позицию.
Ольга Разве так может быть?
Михаил Сплошь и рядом. Руководители живут в непрерывном потоке задач и поручений. Они не могут посвящать каждому вопросу много времени. Хорошо, если проблема им уже хорошо известна. А если нет? Все зависит от качества работы конкретных исполнителей.
Ольга Сотрудники Минрегиона плохо разбираются в вопросе?
Михаил Плохо – не то слово. Когда в конце 2012 года Минрегион объявил конкурс в рамках НИР в интересах Министерства по законопроекту об Арктической зоне Российской Федерации, наши эксперты пришли в ужас от качества подготовки документов. Уже тогда высказались опасения в связи с предстоящей работой над законопроектом. К сожалению, они полностью оправдались.
Ольга Михаил, объясните ясно, что собственно было не так, и почему Вы относите все на счет рядовых сотрудников, а не их руководителей?
Михаил Ну, можно начать с того, что конкурсная документация предполагала прямую передачу органом государственной власти своих неотчуждаемых полномочий законодательной инициативы хозяйствующему субъекту, который должен был не только разработать законопроект и прилагаемый пакет документов, но и согласовать их в некоем установленном неизвестно кем и когда порядке. Не слабо?
Ольга Да, масштаб административной квалификации впечатляет. А что еще?
Михаил Картографическая часть работ должна быть выполнена в масштабе 1:100 000, а отдельные фрагменты в масштабе от 1:50 000 до 1:10 000.
Ольга А это что означает?
Михаил Для покрытия территории Арктической зоны страны топографическими картами масштаба 1:100 000 требуется около 6 тысяч листов, а топографическими картами масштаба 1:50 000 требуется около 24 тысяч листов. Спецкартами масштаба 1:10 000 Арктическая зона страны не покрыта. Сотрудники Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития подсчитали, что длина карты «южной границы» Арктической зоны составит в этом случае 9 километров. Публиковать такое на сайте государственных закупок – своими руками приглашать в собственное ведомство прокуратуру. Слишком сомнительно все это смотрится.
Ольга Вы хотите сказать, что руководители подписывали документы не читая?
Михаил У меня нет других объяснений.
Ольга Значит, хвост собакой все-таки вертит?
Михаил Не во всех случаях, но частенько.
Ольга Это очень любопытный итог нашей беседы. Вопрос о том, как на самом деле управляется наше государство, очень важен. То, что Вы рассказали – некая локальная реальность натурного эксперимента. Я не знаю, насколько этот результат можно экстраполировать на другие ведомства, но явно это одна из реальных сторон нашей весьма запутанной и столь же неуспешной практики государственного управления.