Жуков М.А. ученый секретарь Научного совета АНО «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север»)
Материал для телеграмм-канала "Северный широтный ход". Опубликован 31 августа 2024 г.
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», разработанному Минвостокразвития России во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства России Ю. П. Трутнева от 24.10.2023 перечисляются в обобщенной форме категории критериев отнесения территорий к Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), применение которых требует производства обширных исследований с результатом в форме объемного манускрипта.
В 2013 году в заключении Арктического и Антарктического института (ААНИИ) Росгидромета были предложены конкретные критерии, рекомендованные к использованию протоколом совещания 18.06.2013 у профильного заместителя Председателя Правительства России. И уже 10 лет как, по крайней мере в декларациях уполномоченных ведомств, отнесение территорий к АЗРФ осуществлялось в соответствии с этими критериями.
Равноправие регионов – конституционный принцип федеративного устройства нашего государства (п. 4 ст. 5 Конституции РФ). Конституционный суд Российской Федерации в 1996 году пояснил, что оно выражается во взаимоотношениях с федеральными органами власти и должен распространяться на все сферы общественных отношений. Соответственно, если территории с определенными характеристиками отнесены к АЗРФ, территории с аналогичными характеристиками также имеют все основания претендовать на включение в состав АЗРФ. Равноправие регионов обеспечивается учетом сложившейся практики государственного управления. Также должны учитываться соображения удобства государственного управления - целесообразно включать в состав АЗРФ целостные административные и муниципальные образования (там, где это возможно), с минимальным их дроблением с целью обеспечения внутренней экономической связности.
Проблемным моментом текста заключения ФГБУ ААНИИ Росгидромета является наличие в нем как однозначно трактуемых критериев, применимых ко всем территориям, рассматриваемым с точки зрения оснований их включения в состав АЗРФ, так и обобщенных характеристик, не имеющих четко очерченных границ применимости.
По географическим и вещественно-структурным признакам заключение ФГБУ ААНИИ Росгидромета выделяет на территории АЗРФ две физико-географические области: арктическая природная территория с арктическими ландшафтами (тундры) и субарктическая природная территория, охватывающая зоны лесотундровых и северотаежных ландшафтов. Среди всех элементов ландшафтов зональное распределение свойственно растительности и именно растительность является индикатором зонального положения территории – критерием, который применим повсеместно. Критерий зонального распределения растительности очень удобен для интегральной оценки всей суммы природных условий территорий. Растительность устойчива относительно краткосрочных флюктуаций климатических процессов и отражает климатические сдвиги среднесрочного характера. На востоке страны в условиях низкогорий северная тайга распространяется далеко на юг, в связи с чем Арктический Совет применяет предложенную Рабочей группой по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) – CAFF-границу арктической природной зоны. Критерии выхода на побережье морских арктических акваторий, могут рассматриваться как дополнительные, т.к. применимы ограниченно.
Еще в первой половине ХХ века предлагалось использовать температурные критерии, такие как средняя температура июля ниже +10-12оС и средняя температура самого холодного месяца (январь) не ниже -20оС. Если принять эти критерии, то в первом случае в составе АЗРФ должна оставаться только узкая приморская полоса, а во втором случае - нужно исключать из состава АЗРФ все, что западнее Уральских гор. Социально-экономические критерии не применимы, т.к. неустойчивы во времени, а среди медико-биологических критериев широтное положение территории влияет на ультрафиолетовый дефицит, применение которого в этом качестве обосновано в публикациях АНО «НКЦ «Север».