Печать

Беседа журналистки Ольги Стройновой
с ведущим сайта «Арктика сегодня» Михаилом Жуковым

Ольга На Вашем сайте размещена статья И.Б. Прокуронова «Сотрудники Минрегиона России должны пройти переаттестацию по географии». Статья более чем сердитая. Как Вы ее прокомментируете.
Михаил Статью мы получили по электронной почте и меня она не удивила. Чего-то подобного я ожидал. В процессе работы Минрегиона России над проектом федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», а после отказа от него - над указом Президента России «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» я беседовал со многими коллегами-географами и все в один голос выражали свое глубокое удивление и личное несогласие. И было очевидно, что обязательно найдется специалист, который первым заявит, что король голый, после чего об этом начнут говорить все и по нарастающей. Вот и дождались. Прошло лето. Люди вернулись из экспедиций, отпусков и включаются в активную деятельность. Игорь Прокуронов – выпускник Географического факультета МГУ (как и сотрудники сайта), многие годы работал в системе РАН и хорошо известен коллегам как человек, за которым «не заржавеет».
Ольга Это понятно. Любая нагота рано или поздно привлекает к себе всеобщее внимание, и выйти из этой ситуации «бочком-бочком кустиками» как правило, не удается. Ну а по сути?
Михаил И по сути все правильно. Не буду сейчас комментировать физико-географические особенности заполярья и приполярья Республики Саха (Якутия), климатическую специфику которой мы уже подсветили (см. «Проблемы выделения Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)»). Прокуронов специализируется в сфере геоботаники, и я надеюсь, что за его первой реакцией последует более подробный анализ в части растительности Якутии. Что касается Туруханского района, его физико-географическую специфику мы охарактеризуем в отдельном тексте.
Что касается порта Игарка, то и о нем мы уже говорили ранее (см. «Арктическая зона России, неуловимая и ускользающая»). Стоит лишь уточнить, что собственно базой приема грузов ЗАО «Ванкорнефть» является причал Прилуки, расположенный на левом берегу р. Енисей, в 12 км ниже порта Игарка. Но глубина реки у причала всего 4 метра, а глубина протоки, ведущей к грузовому терминалу порта Игарка – 8 метров и он доступен для захода морских судов из Енисейского залива. Грузы для Ванкора из Красноярска или Лесосибирска можно доставлять непосредственно в Прилуки, а приходящие по Севморпути нужно предварительно разгружать в Игарке. Статус Игарки как порта Севморпути (который он утратил совсем недавно) надо восстановить, имея в виду, что причал Прилуки располагается в пределах территории муниципального образования город Игарка, т.е. имеются все основания рассматривать причал Прилуки в качестве филиала порта Игарка и оценивать их общий грузооборот, который нарастает по мере освоения природных ресурсов региона.
Ольга Прокуронов пишет об особом отношении Минрегиона к Республике Саха (Якутия) на фоне отношения к другим регионам. Это так?
Михаил Да нет. Не думаю. С каким трудом Мурманская область отстояла включение в Арктическую зону полностью, при том, что она практически целиком в заполярье. Как ни старались эксперты, все решило неоднократное личное вмешательство губернатора, стучавшего во все двери и обращавшегося во все инстанции. Если бы не она, половина заполярных территорий Мурманской области в Арктическую зону также не была бы включена.
Ольга И что теперь делать? Как Вы видите возможность изменить сложившуюся ситуацию?
Михаил Практика корректировки нормативных правовых актов по результатам оценки правоприменительной практики – дело обычное. Но указы Президента России – вопрос особый. Вносить в них изменения не принято, хотя и не запрещено. Нужен достойный повод, позволяющий изменить текст действующего указа Президента без потери лица.
Ольга Как вы себе представляете такой повод?
Михаил Самым удобным поводом стало бы принятие федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Удобным поводом теоретически может быть изменение (пусть и незначительное) каких-либо административных или муниципальных границ, например изменение статуса муниципального образования город Игарка, еще недавно имевшего краевое подчинение (см. «Арктическая зона России, неуловимая и ускользающая»). Тогда необходимость внесения изменений в указ Президента возникла бы автоматически, а под этот повод можно и другие вопросы в указе разрешить. Наконец, если не будет закона или изменений сетки муниципального районирования, может быть инициатива федеральных законодательных органов власти или авторитетных институтов гражданского общества:
- инициатива Совета Федерации с поручением Экспертному совету по Арктике и Антарктике при Совете Федерации осуществить мониторинг правоприменительной практики в отношении данного указа и рассмотреть этот вопрос на своем заседании с докладом Председателю Совета Федерации;
- инициатива Русского географического общества, которое никак не участвовало в подготовке указа Президента России «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», хотя имело все основания в процессе поучаствовать. Руководство Общества может взять на себя инициативу мониторинга правоприменительной практики в отношении данного указа и рассмотреть этот вопрос на Комиссии по территориальной организации и планированию с докладом Президенту Общества.
Ольга Хорошо. Будем считать, что все это вполне реально. Но как Вы оцените претензии, предъявляемые Минрегиону России.
Михаил И тут трудно что-либо возразить. Прокуронов прав. Министрество поставило в неудобное положение не только Президента, но и многих других людей (см. «Проблемы выделения Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия)»):
- сотрудников Управления делами Президента России, положившихся на тщательность контроля со стороны сотрудников Аппарата Правительства России, которые этот документ им направили и в свою очередь понадеялись на тщательность проработки вопроса специалистами ведомства;
- Первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Стручкова, которому Президент Республики поручил решить вопрос о включении в состав Арктической зоны России 13 улусов Республики, а не 5, как в итоге получилось;
- Заместителя председателя Совета Федерации России В.А. Штырова, обращавшегося непосредственно к Министру регионального развития И.Н. Слюняеву и, насколько это можно было понять, получившего от него все необходимые заверения;
- специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкого, мнение которого по поводу климатических особенностей 13 заполярных и приполярных улусов Республики было просто проигнорировано, даже возразить не сочли нужным.
Ольга Почему Минрегион так себя повел? Это была позиция ведомства?
Михаил Мы уже касались этого вопроса ранее (см. «Арктическая зона России утверждена. Время подводить итоги»). Как было сказано, в неудобное положение было поставлено и руководство самого Министерства, вынужденное доверять собственным непосредственным исполнителям. Как уже говорилось, руководители от уровня директора департамента и выше находятся в режиме «беличьего колеса» и не имеют возможности лично досконально анализировать каждый проект документа. Такой опыт уже был в Минприроды России, когда вновь назначенный министр В.Г. Артюхов решил самолично анализировать содержание каждого подписываемого им документа. В результате в его кабинете скопились огромные стопы неподписанных бумаг, а Минприроды превратилось в «управленческий тромб» общенационального масштаба, в котором срывались сроки исполнения практически всех документов, к которым Минприроды имело прямое или косвенное отношение. Кончилось все «бунтом» смежных ведомств и настоятельной рекомендацией Аппарата Правительства разрешить кризис немедленно. В итоге в ходе настоящего аврала все многочисленные стопы бумаг были подписаны в считанные дни, и эксперимент по вниканию министра лично в суть каждого документа на этом был завершен.
Ольга Таким образом, Президента подставили рядовые сотрудники ведомства?
Михаил Да, это так. Но ответственность с Министра регионального развития никто не снимал и при любом варианте он ли, его ли приемник вынужден будет непосредственно участвовать в исправлении сделанного в не лучшей для себя имиджевой позиции.
Прокуронов прав. Содержание указа Президента – географический абсурд, нонсенс, и говорить об этом с течением времени будут все громче и громче. И деться от этого будет некуда. Раньше или позже, тем или иным образом, но сделанное придется исправлять. И лучше раньше, чем позже.
Ольга Ну а экспертное сообщество? Вы-то куда смотрели?
Михаил Руководство Министерства поручало своим сотрудникам собирать экспертов и работать с ними, но пятиминутные выступления на многолюдных совещанияих раскрыть проблему не позволяли, а присутствующее на них руководство ее детального видения не получало. Что касается индивидуальной разъяснительной работы с непосредственными исполнителями, то ее проводили сотрудники Совета по изучению производительных сил (СОПС Минэкономразвития/РАН), советник А.Н. Чилингарова В.И. Скоропупов. Их выслушивали, но учитывали далеко не все. И Ваш покорный слуга также принимал в этом участие. Пока был не особо настойчив – слушали, смотрели передаваемые материалы, и даже многое было учтено, но опять же не все. Когда же увидел, что процесс пошел явно не в ту сторону и стал проявлять настойчивость – начали просто уклоняться от общения.
Наверное, экспертному сообществу можно предъявить претензии в том, что оно было недостаточно настойчиво, но в общении с чиновниками оно проявляло понятную деликатность.
Ольга Наверное, не принимая мнений экспертов и проводя какую-то собственную линию сотрудники Министерства придерживались некоей позиции, в которой была своя логика?
Михаил Попытки как-то выявить их позицию, вычислить ее из тех скупых пояснений, которые изредка давались в текстах исходящих из Минрегиона документов ни к чему не привели. Был лишь механический набор внутренне противоречивых формальных аргументов, почерпнутых из разных источников и никак логически друг с другом не сопрягаемых. Мы уже их рассматривали в размещенных на сайте материалах. В устных беседах вообще никакой позиции не излагалось и никаких аргументов не приводилось. Так что позиция Министерства – великая тайна и глубокий секрет.
Ольга И что вы намерены делать дальше?
Михаил Работать. Опыт законотворческой деятельности полезно изучать, чтобы понимать системные механизмы возникновения сбоев и ошибок. И сам объект законотворческой деятельности нужно описать с необходимой полнотой, дабы у разработчиков нормативных правовых актов наличествовало ясное понимание содержания проблем и путей их решения.