Печать

Солдаткин Е.И., Жуков М.А.
АНО «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север»)

Перед Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Президентом страны поставлена задача разработки на период до 2035 года системообразующих документов (Основ государственной политики, Стратегии и государственной программы) развития Арктики, определяющих на долгосрочную перспективу облик, условия жизни и хозяйственной деятельности в этом важнейшем макрорегионе России. В настоящее время завершается разработка и согласование базового документа – Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. От содержания этого документа зависит, будут ли государством обозначены не только национальные интересы во внешней политике на арктическом направлении, но и будет ли этот документ осуществлять долгосрочное целеполагание, определять пути достижения целей, эффективные механизмы преодоления объективно действующих экстремальных природных факторов, новых угроз и вызовов. А главное – будет ли этот документ определять «образ будущего» не только для органов государственного управления, но и для хозяйствующих субъектов и граждан страны, живущих и работающих в Арктике или готовых связать с ней свою жизнь. Пока проект документа, внесенный на обсуждение Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации не выходит за рамки Основ госполитики на период до 2020 года и не содержит ответов на эти вопросы.
Очевидно, что качество и эффективность разрабатываемого документа определяет работоспособность задолженной в нем экономической модели, ее способность преодолеть внеэкономическое «северное удорожание» в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), генерируемое природной дискомфортностью, отдаленностью и труднодоступностью арктических территорий, высокими и сверхвысокими издержками в системах жизнеобеспечения и стоимостью жизни. Арктическое внеэкономическое удорожание формирует ярко выраженное неравенство конкурентных условий хозяйствования и жизнедеятельности в сравнении со староосвоенными регионами страны с комфортными и относительно комфортными условиями жизнедеятельности, а также с другими приарктическими государствами, стремящимися конкурентные условия выравнивать теми или иными методами.
Выравнивание конкурентных условий хозяйствования и жизнедеятельности на языке экономики в первую очередь и главным образом – снижение дополнительных издержек, формируемых внеэкономическим удорожанием:
- удорожание сооружений и технических средств в северном исполнении и связанное с ним увеличение налога на имущество и ввозных пошлин на импортное оборудование, неоптимальные сроки амортизации;
- удорожание трудовых ресурсов и связанное с ним увеличенное налогообложение фонда оплаты труда и разного рода материальной помощи работникам;
- удорожание перевозок и связанное с ним увеличенное налогообложение транспортной деятельности, горюче-смазочных материалов и других энергетических ресурсов;
- увеличение себестоимости производимых работ и продукции, и связанное с этим увеличение налога на добавленную стоимость;
- удорожание услуг страхования, заемных средств и потери, связанные с временным омертвлением капитала из-за сезонных ограничений транспортной доступности.
Практически любое внеэкономическое удорожание на Севере и в Арктике автоматически становится еще и объектом налогообложения, включается в налогооблагаемую базу. 
Естественным шагом государства в этой ситуации было бы снижение налоговой нагрузки, с учетом и пропорционально действию факторов удорожания. Но существует проблема - факторы удорожания практически не изучались. С учетом большого разнообразия условий арктических регионов принять обоснованное решение относительно размеров налоговых льгот и преференций затруднительно. Очевидным выходом из этой ситуации является индивидуализированный подход, суть которого в следующем - уполномоченный орган государственного управления силами специализированной структуры анализирует экономику макропроекта, вычленяет критически важные факторы удорожания и вырабатывает предложения по компенсационным мерам в необходимом и достаточном объеме, обеспечивающем приемлемую норму доходности. Оценка проектных предложений с учетом их целесообразности, эффективности и вклада в комплексные проекты территориального развития должна выполняться с привлечением независимых экспертов, располагающих профильным образованием и профильным опытом работы, что соблюдается далеко не всегда. В этой связи нормативно-правового урегулирования требуют две задачи:
- законодательное установление права Правительства Российской Федерации применять в отношении конкретных стратегически важных комплексных проектов развития Арктики согласованный набор преференций и иных, предусмотренных законодательством мер государственной поддержки;
- определить порядок подготовки и принятие решений по таким проектам.
Такие же меры частично или целиком могут быть применены к малому и среднему бизнесу, действующему в зоне реализации анализируемого макропроекта, так как на них воздействует примерно один и тот же набор факторов удорожания.
В разработанном Минвостокразвития России законопроекте «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в основу экономической модели развития в Арктике заложен принцип компенсации бизнесу издержек вследствие арктического удорожания и поддержания достаточной, с точки зрения бизнеса, нормы прибыли путем предоставления налоговых каникул и преференций «новым деньгам», что по мнению разработчиков должно стимулировать приход в макрорегион инвестиций. С этой целью использовались не инструменты управления социально-экономическим развитием территорий, а инструмент создания точек роста – модель Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», выросшего из логики функционирования технопарков и предусматривающего концентрацию управления в руках управляющей компании.
Об органической невозможности решить проблему данными средствами мы уже писали (Жуков М.А., Солдаткин Е.И., Попов Д.А. «О концептуальных противоречиях и возможных негативных эффектах, заложенных в законопроект «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» URL: https://www.arctic-today.ru/index.php/arkticheskoe-zakonodatelstvo/263-o-kontseptualnykh-protivorechiyakh-i-vozmozhnykh-negativnykh-effektakh-zalozhennykh-v-zakonoproekt-o-gosudarstvennoj-podderzhke-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-arkticheskoj-zone-rossijskoj-federatsii).
Главная причина неудач – отсутствие активной экономической политики государства во взаимоотношениях с основными системообразующими субъектами хозяйственной деятельности в сфере добычи и переработки природных ресурсов Арктики – главным источником благополучия и качества жизни в макрорегионе. Вторая причина – непонимание кому, какие и на каких основаниях преференции предоставлять и стремление установить формы и объемы преференций без учета конкретных условий реализации экономических и инфраструктурных проектов. Такой подход предопределяет невозможность гибкого применения необходимых и достаточных экономических стимулов и управляющих воздействий. Третье – фактическая консервация сложившегося комплекса издержек, отсутствие управляющих воздействий, направленных на снижение издержек, на повышение производительности труда, на рост объема добываемых энергетических и минеральных ресурсов, крайне необходимых для прорывного развития страны и на соответствующее снижение их удельной стоимости.
Анализ опыта активной государственной политики в период индустриализации СССР, современных подходов, реализуемых в КНР и Сингапуре с учетом определяющей роли государства в управлении минерально-сырьевой базой арктических пространств, предполагает использование проектного подхода. 
Основными элементами проектного подхода является:
- проектное управление в его новых формах (не только корпоративное или только государственное управление) – рассматривается как эффективный инструмент государственно-частного партнерства на условиях:
- взаимных обязательств и взаимной ответственности по срокам, ресурсам, результатам и параметрам проекта;
- разделения ответственности в отношении рисков реализации проекта и возмещения участникам потерь вследствие отказа от его реализации;
- комплексного планирования – как стратегического приоритета развития и освоения арктических территорий и морских пространств;
- создания проектных офисов (федерального и регионального уровня) с функциями управляющей компании макропроекта и специалистами, имеющими профильное образование и профильный опыт работы, с полномочиями оперативного управления силами и средствами, выделенными государством и частным бизнесом для реализации проекта.
При этом налоговые стимулы, предоставляемые для реализации конкретного проекта, могут и в ряде случаев должны рассматриваться как налоговые инвестиции.
Важнейшими инструментами государственной экономической политики в Арктике является система экономических стимулов и государственный заказ. Основы государственной политики должны определять направления действий экономических стимулов.
Стратегический прорыв в экономическом развитии, хозяйственном освоении и повышении качества жизни в Арктике может быть достигнут только на инновационно-технологическом направлении. Особые условия налоговой и инвестиционной политики – оперативные воздействия тактического характера. В этой связи экономические стимулы, в т.ч. и налоговые должны быть направлены на генерацию и продвижение новых технологий, направленных на снижение издержек производства, повышение производительности труда, эффективности и качества проектного управления. Безусловно такие стимулы должны применяться не только в пределах Арктики, но и в целом в составе научной и промышленной политики всей страны, так как соответствующие центры компетенций сосредоточены преимущественно в зонах наибольшей промышленной и научно-конструкторской активности. В арктических субъектах Российской Федерации также необходимо создавать центры компетенций, нацеленные на генерацию инноваций, которые сформируют принципиально новую конкурентную техническую среду, а эффективность их работы оценивать по внедренным в производство и строительство разработкам, обеспечивающим новое качество хозяйствования.
 Драйвером технологического прорыва в Арктике может и должна стать конверсия инноваций в системе оборонно-промышленного комплекса, что актуально в связи с сокращением объемов гособоронзаказа. Поддержка и дальнейшее развитие этих центров генерации инноваций, прикладное использование их технических достижений и технологических разработок может и должен обеспечить «арктический государственный заказ».
Сущность «арктического заказа» не сводится к исключительному использованию государственных ресурсов для освоения Арктики. Основным его содержанием должно стать создание системы стимулов для хозяйствующих субъектов по внедрению и продвижению инновационных разработок, в том числе оборонно-промышленного комплекса, адаптированных к арктическим условиям в сфере добычи и переработки природных ресурсов, энергетики, строительства, развития транспортной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.
В системе государственного и проектного управления также необходима своя система экономических стимулов (недаром Екатерина II на вопрос: «Почему Вас так любят ваши подданные?», отвечала: «Я не делаю ничего, что бы не было к их выгоде»). В этой связи в качестве экономического стимула для государственных служащих и сотрудников проектных офисов может быть применена «проектная премия» за сокращение сроков, экономию средств и достижение других значимых результатов реализации проектов развития.
Для реализации проектного подхода и наполнения новым содержанием государственно-частного партнерства в Арктике потребуется существенная модернизация нормативной правовой базы, что также должно быть отражено в Основах государственной политики. В составе этих мер необходимо предусмотреть риски проектного подхода, персональную ответственность за реализацию проектов, инструменты хеджирования и страхования рисков, включая риски некомпетентного управления.
Эффективность социальной политики в Арктике также может быть обеспечена в новых форматах частно-государственного партнерства и целевого использования налоговых отчислений в региональные бюджеты от реализации новых проектов освоения природных ресурсов. Направление этих дополнительных поступлений на погашение затрат инвесторов при строительстве объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта позволит опережающими темпами обеспечить высокие жизненные стандарты в арктических регионах страны. Это будет инструментом исполнения требования Президента России Владимира Путина, сформулированного им на V Международном арктическом форуме «Арктика территория диалога – 2019» вывести условия жизнедеятельности во всех арктических регионах на уровень не ниже среднероссийского.
Проектное управление с государственным участием становиться критически важным в связи с решением направлять в проекты развития средства Фонда национального благосостояния и необходимость его эффективного и бережного использования.
Эффективность применения экономических стимулов в Арктике, как на инновационном направлении, так и при строительстве объектов обеспечивающей инфраструктуры в значительной степени зависит от качества управленческих воздействий, включая их своевременность, адекватность текущей обстановке. В этой связи право предоставления налоговых стимулов и принятие решений о прямом государственном участии в стратегически важных проектах развития общегосударственного значения необходимо предоставить Правительству Российской Федерации, а по проектам регионального значения – высшим органам государственной власти арктических субъектов Российской Федерации.
Стратегически важные проекты развития в Арктике капиталоемки и требуют значительного объема инвестиций. В этой связи привлечение в них не только средств внешних инвесторов, но и граждан Росси будет чрезвычайно актуальной. С этой целью возможно привлечение средств населения в экономически привлекательные проекты, либо под гарантии государства, либо с обращением облигаций в акции эксплуатирующей компании. Как дополнительная мера при финансировании стратегически важных объектов инфраструктуры может рассматриваться прямой государственный беспроцентный кредит с соответствующим обеспечением.
Таким образом, основным содержанием экономической политики государства в Арктике будет индивидуализированный подход в реализации важнейших проектов развития с применением в каждом конкретном случае адекватных экономических стимулов, эффективных финансовых и организационно-технологических решений. При этом долгосрочным целевым ориентиром государственной политики в Арктике должно стать создание условий, привлекательных для хозяйственного освоения региона, широкомасштабных научных исследований, разработки и продвижения инноваций, обеспечения нового качества жизни, работы, отдыха, получения значимых социальных гарантий. Интеграция потенциала крупных экономических субъектов в хозяйственном освоении, в обустройстве транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, требует активной государственной политики в организации их взаимодействия с органами власти федерального и регионального уровня.