Жуков М.А. член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации

Событие

29 мая в Норильске на территории ТЭЦ-3, принадлежащей АО «НТЭК» - дочерней компании ПАО «ГМК «Норильский никель», из-за внезапного проседания опор произошел отрыв дна от стенок резервуара хранения РВС 30000 № 5 и произошел разлив более 21 тыс. тонн дизельного топлива, которое попало в реки Амбарную и Дальдыкан, впадающие в озеро Пясино. Из озера вытекает река Пясина, впадающая в Карское море. Река Амбарная питает месторождение подземных вод Амбарнинское, являющееся источником водоснабжения района Кайеркан. Экологи считают, что последствия могут быть тяжелыми не только для окружающей среды, но и для людей. На полное устранение пятна потребуется не меньше месяца. Дизтопливо токсичнее нефти и содержит не улавливаемые бонами химические соединения. Часть их растворима и просачивается через боны. 

Зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов заявил, что Компания АО «НТЭК» не сразу оповестило краевой центр об аварии только ухудшило ситуацию. Он подчеркнул, что ущерб был бы минимальный либо значительно меньше, если бы компания НТЭК и администрация города Норильска своевременно проинформировали краевой центр, нашу систему реагирования, а также Главное управление МЧС о произошедшей катастрофе. Министр чрезвычайных ситуаций России Евгений Зиничев заявил, что ведомство узнало о происшествии только два дня спустя, до этого предприятие пыталось ликвидировать последствия самостоятельно. Губернатор Красноярского края Александр Усс в свою очередь заявил 3 июня на совещании с Президентом России Владимиром Путиным по проблемам ЧП в Норильске, что ПАО «ГМК «Норникель» не сообщало местным властям о ЧП и он узнал о нем из социальных сетей, так как администрация предприятия не сообщила властям региона о происшествии на ТЭЦ-3. 

Реакция президента России на складывающуюся ситуацию была более чем жесткой, и он ввести режим чрезвычайной ситуации федерального уровня в зоне разлива топлива в Норильске. Дело в том, что сам АО «НТЭК» квалифицировал это событие как локальную (объектовую) чрезвычайную ситуацию, а согласно пункту 1.3.8. приказа МЧС от 08.07.2004 № 329 аварийный выброс нефти в объеме 20 и более тонн, а при попадании в водные объекты 5 тонн и более должно квалифицироваться как ЧС федерального уровня. Более того, Заместитель председателя правительства России Виктория Абрамченко поручила главе Росприроднадзора Светлане Радионовой отправиться на место разлива дизельного топлива. Позже появилось сообщение, что первый вице-президент — операционный директор ПАО «ГМК «Норильский никель» Сергей Дяченко опроверг информацию о том, что сотрудникам Росприроднадзора было отказано в допуске к месту разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Информированные специалисты подтвердили автору, что инцидент с недопуском на объект главы Росприроднадзора Светланы Радионовой действительно имел место, и вопрос был разрешен только после вмешательства в ситуацию сотрудников УФСБ по Красноярскому краю. В результате депутат Государственной Думы от «Единой России» Александр Якубовский попросил главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина отстранить руководство Компании на время расследования утечки топлива.

Предшествующие события

Действующее руководство Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» повело себя в лучших традициях частного бизнеса девяностых годов ХХ века, когда государство не ставили ни во что и главу Росприроднадзора можно было запросто не пустить на объект. Но с началом века ХХI Компания достаточно долго занимала позицию лидера в развитии государственно-частного партнерства в сфере обеспечения комплексной безопасности хозяйственной деятельности в Арктике и приняла самое активное участие в создании сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров, история которых началась в 2008 году в городе Дудинка. 

Идея создания сети арктических центров МЧС пришла в голову в 2005 году трем географам-арктиковедам в кабинете начальника отдела Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРиТ России), отвечавшего в ведомстве за вопросы природопользования. Ими были: хозяин кабинета Евгений Солдаткин, заместитель директора Департамента международной деятельности МЧС России Игорь Веселов – представитель ведомства в Арктическом Совете и автор этих строк – директор подведомственного МЭРиТ России ФГУ «Всероссийский научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (ВНКЦ «Север»), учрежденного еще Госкомсевером России. Ради точности и справедливости нужно упомянуть и четвертого участника собрания – сотрудника ПАО «НК «Лукойл» Владимира Якименко – по образованию филолога, но человека широкой эрудиции. 

Предметом обсуждения была федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», действие которой истекало и ее необходимо было актуализировать. Авторы идеи, пришедшие в ведомства уже сложившимися профессионалами, очень хорошо понимали масштаб рисков техногенной аварии на каком-либо из крупных производств в Арктике, в связи с чем на арктические центры МЧС планировалось возложить не только функции оперативного действия, но и оперативного слежения за обстановкой, включая приборный контроль состояния потенциально опасных объектов в режиме текущего времени. Поскольку Арктика слабо освоена и как природно-хозяйственная система достаточно просто устроена, она рассматривалась как удобный объект для отработки системы такого мониторинга с последующим поэтапным распространением этого опыта на другие территории страны.

Идея стала известна начальнику соседнего отдела, биофизику по образованию Андрею Бровко, который в 2006 году перешел на работу в ПАО «ГМК «Норильский никель» и поделился этой информацией со своим руководством - начальником Управления федеральных программ Зинаидой Жуковой и директором Департамента региональных программ Андреем Грачевым. Последние также очень хорошо представляли себе масштаб рисков и ясно понимали объективную необходимость самого тесного сотрудничества с уполномоченными государственными органам в сфере обеспечения безопасности функционирования крупных производственных и инфраструктурных объектов. Убедив руководство Компании в необходимости такой деятельности они обеспечили переход автора в 2007 году на работу в Управление федеральных программ ПАО «ГМК «Норильский никель» и развертывание соответствующего проекта. В первых числах сентября 2008 года в Норильске и Дудинке силами Компании и дудинского подразделения МЧС России был подготовлен и проведен Международный семинар «Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктике и координация работы по их ликвидации, включая экологические последствия», который стал ежегодной международной конференцией «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создание комплексных аварийно-спасательных центров в Арктике», проводимой МЧС России в арктических регионах при поддержке их администраций и крупных хозяйствующих субъектов. 

Вторично ПАО «ГМК «Норильский никель» организовывало эту конференцию в Норильске в августе 2012 года в рамках участия Российской Федерации в деятельности Арктического Совета и в соответствии с планом международного сотрудничества МЧС России. В конференции принимала участие Рабочая группа Международного Арктического Совета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике (EPPR). Руководил конференцией и показательными учениями Первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.

Инициатива ПАО «ГМК «Норильский никель» 2008 года, активно поддержанная ПАО «НК «Лукойл», получила достойное развитие не только в органах власти исполнительной, но и в Государственной Думе. Результаты межведомственного совещания по вопросу обеспечения комплексной безопасности в Арктике 24 сентября 2008 и межведомственный проект «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов», разрабатываемый АНО «НКЦ «Север», ОАО «Госэкоцентр» и ФГУ ВНИИ ГОЧС, был рассмотрен в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и в Комитете по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты России. В результате был инициирован партийный проект ВПП «Единая Россия» «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов». Координатором Партийного проекта стала Заместитель Председателя Государственной Думы Надежда Герасимова.

Было принято решение о создании в российской Арктике 10 центров обеспечения комплексной безопасности населения и территорий как вклад в международный проект Арктического Совета «Развитие системы обеспечения комплексной безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике». Планировалось, что эти центры станут частью общероссийской системы мониторинга жизнеобеспечения и безопасности на потенциально опасных объектах. Система мониторинга должна была создаваться совместно с Ростехнадзором. Мониторинг предполагал получение в автоматическом режиме ряда параметров, измеряемых контрольными системами хозяйствующих субъектов, которые могут характеризовать ситуацию, требующую корректировки режима функционирования объекта или экстренного реагирования на угрозу штатному функционированию жизненно важных объектов. Разработка формата деятельности центров и его отработка предусматривались на модельном объекте в Дудинке. Эту деятельность курировал начальник Главного управления МЧС России по Красноярскому краю генерал-майор Ильдар Джураев, бывший активным участником проекта еще с 2008 года, когда он руководил дудинским подразделением МЧС России и принимал участие в организации и проведении Международного семинара. 

Необходимо отметить активную поддержку идеи государственно-частного партнерства в сфере обеспечения комплексной безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике внутри ПАО «ГМК «Норильский никель» пришедшим в 2008 году на должность генерального директора - председателя правления Компании Владимиром Стржалковским. Совладелец Компании Владимир Потанин так охарактеризовал его приход: «Назначение нового Генерального директора Компании сможет обеспечить поддержку реорганизации со стороны государства; обеспечит защиту интересов как акционеров, так и государства… В ГМК установилась самая мягкая и самая эффективная форма присутствия государства. Государство не стало акционером, В.И. Стржалковский перестал быть госчиновником, что не дает оснований говорить о прямом вмешательстве государства в дела частной Компании. Однако в то же время обеспечивает большую стабильность и поможет акционерам избежать лишних конфликтов и наладить нормальный конструктивный диалог». 

Активно поддерживавший проект заместитель Владимира Стржалковского Вячеслав Полтавцев служебной запиской от 03.12.2010 исх. № ГМК-12/435, разосланной ряду руководителей направлений, предложил продолжить работу по созданию центров обеспечения комплексной безопасности в Арктике совместно с МЧС России. Адресаты служебной записки в целом выразили поддержку. Департамент информационных технологий, на который бы ложилась основная нагрузка по созданию приборной системы мониторинга, поддержал и предложил создание рабочей группы для работы совместно с МЧС России по отработке формата деятельности центра МЧС в Дудинке.

Печальный итог

Владимир Стржалковский и Вячеслав Полтавцев ушли из Компании, а Андрей Грачев был переведен на другую работу. Зинаида Жукова была выдавлена из Компании как человек, который слишком много сил и средств Компании уделяет «непрофильным» программам и проектам. Автор этих строк, видя происходящее и понимающий перспективы, напросился на сокращение сам. Проект был просто брошен, так как попал в руки людей, его не организовывавших, не реализовавших и вообще не видящих в нем никакой для себя лично нужды, так как демонстрировать свою заботу об интересах Компани им было проще «экономя на спичках». Доэкономились. Андрей Грачев – один из инициаторов проекта, вернувшись на должность руководителя Департамента региональных программ, ни поддержки сверху, ни сотрудников, способных его реализовывать, уже не имел. Таков печальный итог.

О необходимости осуществлять мониторинг состояния деградирующей вечной мерзлоты и принимать превентивные меры говорилось и на семинаре в 2008 году, и на всех последующих арктических конференциях МЧС России. Вероятно, за все теперь ответит Владимир Потанин, потерявший за один день капитализацию на 1,6 миллиарда долларов - и это только начало. Внимательнее нужно следить за своим менеджментом. Вину за случившееся будут спихивать на руководство Заполярного филиала, но главные «экономисты-крохоборы» сидят не там. Проект совместного с МЧС России инструментального мониторинга состояния потенциально опасных объектов и системы превентивных мер был зарублен в Москве. По существу, это был проект государственно-частного партнерства на постоянной основе в сфере технической и экологической безопасности и он был остановлен именно по этой причине. Незачем государству знать, что творится в частной компании, да еще в режиме текущего времени.

Современные эффективные технологии предупреждения ЧС на промышленных объектах, расположенных на многолетних мерзлых грунтах наличествуют. Есть и новые эффективные технологии ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами грунтов и вод. То, что мы видим в доступных видеоматериалах и сообщениях с мест – работа по старинке. Наверное, все это и есть результат управленческой деятельности «эффективных менеджеров», путающих экономику с бухгалтерией.