Печать

Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС Митько Арсений Валерьевич

Существует безусловная необходимость активного и конструктивного сотрудничества государства, науки, промышленности и предпринимательского сообщества в целях формирования и реализации единой стратегии инновационного развития современной Арктики. Поиск и принятие совместных согласованных решений должны отвечать общим интересам, способствующим устойчивому развитию экономики, социальных и экологических условий проживания в Арктике.

Важнейшие геополитические факторы, их эволюция настоятельно требуют инновационного подхода при их учёте во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего в обеспечении безопасности социума различного масштаба, поскольку устойчивое развитие может иметь смысл только в условиях обеспечения безопасности.

Особенности геополитических факторов, определяющих межрегиональные взаимодействия в Арктическом суперрегионе, состоят, прежде всего, в новой роли регионов в условиях глобализации. Исследование этих процессов является основным направлением деятельности Арктической общественной академии наук, созданной на базе секции Геополитики и безопасности Российской академии естественных наук (РАЕН). Её участие в разработке концепции национальной безопасности и многолетние усилия в принятии предлагаемого варианта Арктической доктрины России наконец увенчались успехом, найдя практически полное отражение в «Основах государственной политики России в Арктике». Они по содержанию полностью повторяют предложенную Арктической общественной академией наук доктрину, за исключением последнего раздела, где говорилось об арктической организации государства. По существу, предложенная доктрина была созвучна военной доктрине, где без этого раздела все предыдущие являются просто декларацией, что сегодня и наблюдается в Арктике.

Глобализация представляет собой необратимый процесс интернационализации жизни всего мирового сообщества. Меняются привычные представления о таких понятиях, как пространство и время. Создалась ситуация, когда Россия должна выработать совершенно новую стратегию в своей региональной политике с тем, чтобы не только сохранить свою целостность, но и осознать свою новую геоэкономическую роль в быстро меняющемся мире. Основным условием инновационности является не только новизна, но и её научное обоснование. 

Проблемы арктической политики России в Арктике предлагается сформулировать с учетом последовательности факторов, описываемых автором.

Географический фактор определяется пространственным положением и природными ресурсами. Он является базовым, применительно к реалиям России. Его эволюция только за прошлое столетие имела существенный градиент от изменения её территории в результате новых подходов к определения внешних границ континентального шельфа в Арктике. 

Изменение границ привело к существенному «северению» России, что должно изменить отношение государства к прежде северным территориям, как колониям, поскольку такие признаки как «вахтовость» освоения, вывоз капитала за пределы региона и страны в целом, приоритет частной собственности над общественной являются полной противоположностью, например, Аляске, опыт которой прекрасно описан в научном труде У. Хиккеля, долго бывшего губернатором Аляски и назвавшим свой труд опытом, полезным для России. Только один пример: «В суровых условиях целесообразным является приоритет общественной собственности, что и наблюдается в Аляске, где она составляет около 90%». Проблемой является устранение этих колониальных признаков.

Изменение границ континентального шельфа арктических государств, следующее из подписания Россией конвенции по международному морскому праву (но не подписанному одним из главных арктических фигурантов – США) по мнению многих учёных является несколько надуманной проблемой по ряду причин:

- первая состоит в том, что при одобрении Комиссией ООН по границам континентального шельфа заявки России 2001 года на дополнительный континентальный шельф (1,2 млн. кв. км.) это не будет означать для нас, как и любого другого государства ни приращения наших национальных границ ни на сантиметр, ни увеличения исключительной экономической зоны Российской Федерации ни на сантиметр. Это будет давать нам два «суверенных права», а именно: на разведку и освоение шельфа и на добычу того, что находится на морском дне и в недрах континентального шельфа;

- вторая состоит в том, что если утверждать о чём-то большем, а тем более опускать российский флаг на дно в районе полюса – значит дезориентировать российскую общественность и искусственно провоцировать сложности с нашими партнёрами по Арктическому региону;

- третья состоит в том, что наличие ресурсов в регионе является только ожидаемым, а в России отсутствуют в настоящее время достаточно эффективные средства разведки, а тем более разработки шельфа на таких глубинах («Севморгео»-бурение до 2-х метров, в то время как система МСС глубоководного бурения США - сотни метров);

- четвёртая состоит в малом продвижении по получению необходимых данных организациями, ответственными за эту работу – ВНИИОкеангеология и ГосНИНГИ, и создаётся впечатление, что напрасно тратятся большие деньги не по назначению, тем более, что, по мнению известного полярника Ю.Г. Киселёва, за эти годы были утрачены, включая продажу за границу, многие данные сейсмического зондирования в Арктике, а тесные связи, включая семейные, таких руководителей ВНИИОкеангеология как В.А. Посёлов, с организациями Канады и Международным  научным Комитетом вполне могли этому содействовать;

- наконец, пятая ставит под сомнение приложение больших усилий в этом направлении, поскольку ко времени появления у России технических возможностей может отпасть необходимость разработки углеводородов в связи с развитием альтернативных источников энергии и снижении возможностей по обеспечению безопасности.

Политический фактор состоит в типе государственности, организационной структуре управления, разделении органов власти, социальной структуре общества, наличии гражданского общества, свободы прессы и т.д. 

При создании Арктической академии наук было провозглашено кредо - содействие гармонизации отношений «Наука-Власть-Бизнес» на основе формирования Гражданского общества, которое у многих не вызывало энтузиазма, а сейчас очевидна необходимость усиления этой составляющей в развиваемом государственно-частном партнёрстве в различных областях. Здесь уместным является научное обоснование структуры управления различного уровня и инновационный подход к широко практикуемым работам в области создания электронных правительств. 

Необходимо содействовать гармонизации взаимодействия «Наука-Власть-Бизнес» при всё более широком привлечении общественных организаций в условиях формирования Гражданского общества, для чего необходимо укреплять сотрудничество государства, науки и бизнеса для обеспечения устойчивого развития Арктики, включая активизацию процесса подготовки кадров, обеспечивающих инновационное развитие арктической зоны России, в том числе специалистов по работам на арктическом шельфе на базе специализированного государственного образовательного стандарта;

Экономический фактор определяется уровнем жизни народа, производственными мощностями, аграрными мощностями, транспортной инфраструктурой, связью и инфраструктурой, мобилизационными мощностями. Этот фактор является важнейшим, определяющим содержание и формы межрегионального и внутрирегионального взаимодействия. Комментарий может быть только один, поскольку существуют интересные лозунги, типа «Битвы за Арктику», которые, впрочем небезосновательны, но эволюция этого фактора позволяет утверждать, что главным фактором победы в этой «так называемой битве» будет являться обеспечение более высокого качества жизни. Это можно было бы не считать инновационным, а даже тривиальным, но анализ современных сценариев и взглядов на перспективы арктических взаимодействий вынуждает позиционировать этот тезис: выиграет битву тот, кто обеспечит более высокое качество жизни в регионе. Здесь уместен ещё один важный тезис: если качество жизни в регионе растёт медленнее роста производства, то налицо колониальный характер взаимодействий. В связи с этим, необходимо: 

- рекомендовать учет обоснований фундаментальной и прикладной науки при принятии решений по вопросам перспективного развития топливно-энергетического комплекса Арктической зоны, в том числе по модернизации технологий поиска и разведки нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, при создании в российской Арктике глобальных центров переработки жирного конденсатного газа, центров нефтегазохимической промышленности.

Признать экономические инновации определяющими при формировании всех проектов и программ на базе глубокого научного обоснования и сопровождения при жёсткой независимой общественной экспертизе:

- определить необходимость подготовки и принятия технических регламентов хозяйственной, рекреационной и природоохранной деятельности в Арктике;

- поддержать инициативу Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о широком ознакомлении северных и арктических сообществ России с Меморандумом о сотрудничестве в области развития предпринимательства на Севере и в Арктике, развития циркумполярной зоны;

- рекомендовать разработку Кодекса поведения ресурсных компаний на территории своего присутствия.

Военный фактор в принципе для Арктики может рассматриваться опосредовано в связи её нахождением в составе Российской Федерации и по выше приведённым причинам он является весьма значимым.

Эволюция военного фактора является очень значительной и можно комментировать создание ледовых аэродромов в Арктике в 30-х годах 21 века, сосредоточением в Арктике морских стратегических ядерных сил России и других государств, наращиванием военного присутствия в этом регионе в последнее время и т д., но это обсуждение более подходит для другой аудитории. Можно лишь с чисто технологических инноваций утверждать, что в этом регионе, как нигде, в ближайшее время получат развитие роботоподобные группировки для осуществления различных действий, включая военные. 

Экологический фактор определяется демографическим давлением на ограниченные ресурсы территории, истощением сырьевых ресурсов, отравлением и уничтожением системы жизнеобеспечения человека, растительности и животного мира. Экологический фактор, как и его эволюция, для Арктики в целом и для региона, в частности, являются специфическими по причинам возрастающего давления антропогенных факторов на окружающую среду. Следует отметить, что в обозримом будущем в регионе планируется размещение нескольких ПАТЭС. Это также наложит отпечаток на организацию обеспечения радиационной безопасности в округе помимо общей для Арктики проблемы - засорением её в течение многих лет и без инновационных разработок выполнение обещания Председателя Правительства России об очистке арктических территорий Арктики просто неосуществимо.

Демографический фактор определяется плотностью и составом населения, темпами развития. Особенности эволюции этого фактора определяются его общемировой тенденцией. Продолжается тенденция резкого устойчивого роста народонаселения в южных регионах и медленного – в северных. Это неизбежно приводит к изменению состава населения в северных регионах. Провозглашённая идея «толерантности» если и не полностью потерпела крах, то оказалась весьма несостоятельной в Германии, Франции. Хотя Север, в силу особых природных условий всегда считался с этой точки зрения социально толерантным, можно предполагать наличие проблем уже в ближайшем будущем. Инновационным направлением здесь должен быть принцип не толерантности, а гармонизации отношений коренного и неаборигенного населения на основе принятия устойчивых традиций в регионе.

Культурно-религиозный фактор определяются конфессиональными, национальными, культурными, трудовыми традициями. Здесь нужно рассматривать, как традиции коренного населения, так и появившегося в обозримый исторический срок из других регионов. Культура должна освещать дорогу экономике, в противном случае последняя блуждает во тьме. Этот фактор определяет целостность российского государства, поскольку только творчество пронизано поиском смысла жизни, а человек, отчуждённый от культуры, фактически становится преступником. Поскольку культура является фундаментом национальной идеи, дегуманизация политики и экономики приводит к государственному краху. Можно назвать инновационным направлением возрождение следования этому принципу для фундаментализации государственности.

Этнический фактор определяется интересами коренных национальностей в других государствах, уровнем и условием их участия в социальных процессах. Предыдущий и указанный фактор были предметом активного обсуждения на различных симпозиумах с участием учёных, основными из которых являются «Реальность этноса», проводимом на базе институтов народа Севера РГПУ им. А.И. Герцена и Международный саммит «Арктика СПб» Рассматриваемые на нём проблемы актуальны для большей части регионов России.

Интеллектуальный фактор определяется развитием науки, образования. Этот фактор становится важнейшим в 21 веке, когда наука и образование становится стратегическим ресурсом государства в целом и региона, в частности. Инициативы нашей академии в этом плане соответствует программе «Интеллектуальные ресурсы России», и интеллектуальное пространство Арктической цивилизации  занимает в ней центральное место.

Международное сотрудничество в Арктике.

В возрождении геополитического значения России существует, очевидно, и объективная потребность, без ее стабилизирующей роли бескрайние просторы постсоветского пространства в долгосрочной перспективе обречены на неупорядоченность в межгосударственных отношениях. 

Россия приложила колоссальные усилия в освоении Севера, от первопроходцев - казаков, экспедиций Беринга до папанинцев и наших современников. Созданы уникальные производства на Севере, уникальная Северная морская трасса. Сейчас все ведущие страны проявляют повышенный интерес к Арктике как к источнику благополучного развития в 21 веке. Вместо того, чтобы развивать завоевания и достижения великих предшественников, мы своим невниманием теряем Север в мирное время, хотя все условия для сохранения населения и хозяйственного освоения имеются. 

Выводы.

Считать «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» фактическим провозглашением Арктической доктрины, определяющей направления социально-экономического развития, решение экологических проблем, развитие науки, обеспечение военной безопасности и международное сотрудничество, дополнив документ конкретным решением формирования Арктической организации государства.

В связи с этим необходимо:

- активно содействовать переходу России на инновационный путь развития, основанный на учёте геополитических факторов, поскольку в экстремальных условиях Арктики только инновационный подход позволит достичь мировых показателей устойчивого развития;

- содействовать разработке современной методологии оценки ущерба стабильности экосистем Арктики в результате добычи минерально-сырьевых и биологических ресурсов и компенсации для коренных малочисленных народов Севера;

- организовать передвижные выставки, интернет-страницы инновационных технологий обеспечения жизнедеятельности в экстремальных условиях Арктики.

Также необходимо осуществлять научное обоснование принимаемых экономических и административных решений на основе:

- формирования в регионах инновационно-технологических центров, объединённых в Ассоциацию арктических научных центров, сохраняющих и развивающих интеллектуальный потенциал, являющийся стратегическим ресурсом Арктической цивилизации в 21 веке; 

- обобщения опыта международного сотрудничества в Арктической зоне, имея в виду разработку и реализацию международного исследовательского проекта по изучению особенностей арктической цивилизации и ее роли в развитии мирового сообщества; 

- содействия реализации проекта «Электронная память Арктики», нацеленного на обобщение, сохранение и распространение многолетнего международного опыта освоения и развития циркумполярной зоны.

Необходимо совершенствовать правовые основы хозяйствования в Арктике, а именно:

-совершенствовать аборигенное законодательство России для устранения имеющихся в нем многочисленных пробелов и противоречий, разработать и принять нормы об экологической экспертизе, о согласовании с коренными малочисленными народами Севера хозяйственной деятельности и природопользования на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- поддержать усилия в направлении кодификации аборигенного законодательства Российской Федерации;

- признать необходимость принятия Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», который с системных позиций отразит институциональную специфику социально-экономического и экологического развития полярных территорий России, в том числе особые нормы и правила, определяющие действия ресурсных корпораций в Арктике;

- обеспечить полную информатизацию Арктических регионов, поскольку это практически единственный целесообразный путь вовлечения народов этих слабо заселённых регионов единое пространство общения, во-первых он дешевле наземных воздушных и любых других коммуникаций, во-вторых он целесообразнее, поскольку проводить железную дорогу или автомобильную или даже струнную за сотни километров не только нецелесообразно, но экологически опасно по известным причинам нанесения ущерба легко ранимой природе Арктики;

- обеспечить мощное информационное обеспечение Арктической доктрины, что содержится в последнем разделе предложенной Арктической академией наук, пора прекратить начало разговора об Арктике с ресурсов минерально-сырьевых, а говорить о человеческих ресурсах, поскольку только интеллектуальный ресурс со временем обогащается, а материальный только истощается.

Основным фактором, стимулирующим доверие к решениям и принимаемым мегапроектам, является конкретное и чёткое, понятное «обывателю» научное обоснование любого мероприятия, чего нет в большинстве случаев. Это рождает у населения уверенность в некомпетентности руководителей, либо в умышленном искажении понятий и существа событий, порождающих недоверие к власти.

Без инноваций нет модернизаций, особо важных в Арктике, поэтому необходим прорывной, всем понятный проект, пусть очень дорогостоящий, но граничащий с фантастикой. Пора прекратить героические дрейфы полярников на льдинах, это не соответствует 21 веку и вызывает у всех здравомыслящих людей кроме восхищения героизмом полярников недоумение в неспособности получить эти данные на основе использования современных информационных технологий, тем более, что для широкой общественности эти результаты не доводятся ни в какой форме, даже популярной.

С учетом высокой чувствительности природы Арктики необходимо правильно оценить и научно обосновать потребность в разработке углеводородов и если на суше не получается избегать больших экологических потерь, то что говорить о шельфе ближнем и дальнем.

В Арктике битву выиграет тот, кто обеспечит лучшее качество жизни коренному и неаборигенному населению при прочих равных возможностях, в том числе силовых, без которых в современном и мире говорить о соблюдении любых договорённостей просто несолидно. 

Увидев свой провал в Арктике, США и их союзники пытаются ее милитаризовать. На Западе развитие российской Арктики воспринимают, как что-то угрожающее интересам США и Евро/НАТО союза. Присутствие России в Арктике связано не с демонстрацией военной силы, а с обеспечением безопасности освоения региона, в том числе судоходства в акватории Серного морского пути (СМП), проектов разведки и добычи природных ресурсов, - заявил начальник Генштаба ВС РФ В.В. Герасимов на брифинге для иностранных военных атташе.

СМП расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России. Сроки доставки товаров из Восточной Азии в Западную Европу по СМП могут быть короче альтернативных путей на 40%. Время навигации от европейских портов России до Шанхая через Баренцево море, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово моря сокращается до трех недель. Для сравнения, маршрут, пролегающий через Суэцкий канал, требует пять-шесть недель.

США взяли курс на милитаризацию Арктики. Китай и Индия интересуются СМП и уже идут им на смену. В этом году китайская судоходная компания New Shipping Line выполнила восемь рейсов из Китая в порты Мурманска и Санкт-Петербурга.