Печать

Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС Митько А. В.

 

2023 год для Арктики оказался насыщен на важные события — вопросы развития регулярно поднимались на высших уровнях государственного управления.

Принят Федеральный закон "О северном завозе" от 04.08.2023 № 411-ФЗ. Арктические регионы ждали документа более 20 лет. Он имеет ключевое значение для жизнеобеспечения и развития Крайнего Севера, его главная задача — обеспечить бесперебойную поставку необходимых товаров в Российскую Арктику.

Сформирован список опорных городов Арктики. 16 населенных пунктов стали опорными территориями Арктической зоны РФ. До 1 июля 2024 года будут разработаны их долгосрочные мастер-планы, на этой основе утвердят комплексный план долгосрочного социально-экономического развития данных территорий.

Стартовало строительство международной арктической станции «Снежинка». Она будет располагаться на Ямале в Приуральском районе. На станции ученые смогут исследовать изменения климата, состояние вечной мерзлоты, а также «зеленую» энергетику. «Снежинка» — единственный мире комплекс подобного класса.

Россия изменила форматы сотрудничества в Арктике. В 2023 году в «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» внесли изменения — документ теперь предусматривает активное взаимодействие с внерегиональными державами. Москва уже подписала с Китаем арктический меморандум о сотрудничестве между береговыми охранами, пригласила КНР, Индию, Бразилию и Южную Африку присоединиться к проектам на архипелаге Шпицберген, а также исследованиям на станции «Снежинка».

Принят Федеральный закон от 10.07.2023 № 297-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Создание государственного фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты решено вести на базе наблюдательной сети Росгидромета. Внедрение государственного мониторинга позволит избежать в будущем техногенных катастроф наподобие ЧП в мае 2020 года в Норильске.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил высокий приоритет арктических проектов. Глава государства в уходящем году заявил, что комплексное освоение и обустройство Арктики является для России неоспоримым приоритетом.

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Создание государственного фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты решено вести на базе наблюдательной сети Росгидромета. Внедрение государственного мониторинга позволит избежать в будущем техногенных катастроф наподобие ЧП в мае 2020 года в Норильске.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил высокий приоритет арктических проектов. Глава государства в уходящем году заявил, что комплексное освоение и обустройство Арктики является для России неоспоримым приоритетом.

Действие «Дальневосточной ипотеки» распространили на жителей АЗРФ. Теперь населению регионов Арктической зоны стали доступны кредиты по льготной ставке до 2% на строительство и покупку жилья с лимитом в 6 млн. рублей.

Запущены пять сервисов цифровой экосистемы Севморпути. Через цифровую платформу в режиме «одного окна» можно оформлять разрешения на проход судов, получать информацию о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов.

Севморпуть повысил привлекательность для экспортеров. Российские компании и «Росатом» начали проработку переброски морских перевозок нефти с Балтики на СМП. Речь идет о нефти, которая до санкций шла через балтийские порты в западном направлении. Теперь ее планируют перевозить по арктическому маршруту.

Штаб морских операций ФГУП «Атомфлот» приступил к внедрению Автоматизированной системы управления движением судов по Северному морскому пути

Автоматизированная система упрощает организацию арктического судоходства по СМП — с ее помощью специалисты ведут непрерывный мониторинг ледовой и навигационной обстановки, а также собирают и анализируют гидрометеорологические данные.  Визуализация оперативной информации и динамическое моделирование позволяют составлять оптимальные сценарии использования флота на всем протяжении арктического маршрута. Перевозчики при этом получают необходимые услуги в режиме «одного окна».

В начале июня на 107-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) приняты поправки к главе XIV Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) и Международному кодексу для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярному кодексу).

Поправки распространяют требования двух глав части I-А Полярного кодекса (безопасность мореплавания и планирование рейсов) на три категории судов, не подлежащих сертификации в соответствии с СОЛАС и эксплуатируемых в полярных водах - рыболовные суда длиной 24 метра и более, некоммерческие прогулочные яхты вместимостью 300 и более, и грузовые суда, вместимостью от 300 до 500.

Часть I Полярного кодекса (безопасность мореплавания) применяется к судам, сертифицированным в соответствии с СОЛАС для совершения международных рейсов. Это грузовые суда валовой вместимостью более 500, за исключением некоторых типов судов, на которые СОЛАС в общих случаях не распространяется – прогулочные, рыболовные, несамоходные и пр.

При разработке Полярного кодекса в начале 2010-х в воздухе витала идея распространить этот инструмент на как можно большее количество судов, которые эксплуатируются в Арктике и Антарктике, однако на первом этапе решили не выходить за рамки исключений, заложенных в СОЛАС.

Поправки вступают в силу 1 января 2026 г. (суда указанных типов и вместимости, построенные в эту дату или позднее. Для судов, построенных до 1 января 2026 г., требования будут применяться с 1 января 2027 г.). В июле на 129-я сессии Совета ИМО был избран новый Генеральный секретарь Арсенио Домингес (Панама). Разработан новый план на 2024-2029 годы, который должен быть принят на Ассамблее в ноябре.