Жуков М.А. ученый секретарь Научного совета АНО «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север»)

Материал для телеграмм-канала "Северный широтный ход". Опубликован 31 июля 2024 г.

Наш канал продолжает обсуждать подоплеку расширения границы Арктической зоны РФ на территории регионов УрФО с ученым секретарем Научного совета АНО НКЦ «Север» Михаилом Жуковым. Часть вторая, экономическая.

В первой части «Арктическая зона Российской Федерации. Давайте определимся» говорится о том, что Федеральный закон от 13.06.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» уточнил состав АЗРФ и она стала особой экономической зоной, в отношении которой государство проводит особую экономическую политику. Уже только одно это — очень важный результат. Но применяемые в указанном законе экономические механизмы далеки от совершенства. 

Первое, что часто недопонимается и должно учитываться - вопросы государственной поддержки граждан регулируются в Федеральном законе от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Законодательство об АЗРФ адресовано хозяйствующим субъектам. Например – в Эвенкийском муниципальном районе межселенные территории не разделены между сельскими поселениями и учитываются в составе Эвенкийского лесничества. Федеральный закон от 13.06.2020 № 193-ФЗ в бассейне Нижней Тунгуски включил в состав АЗРФ только 18,58 км² земельных участков собственно сельских поселений вместо 497 563 км² общей площади бывшего Илимпийского района. Вся экономика богатейшего бассейна Нижней Тунгуски - на межселенных территориях, где ведется добыча и транспортировка минеральных ресурсов. Именно этим экономическим проектам и нужно включение в состав АЗРФ. Жителям маленьких таежных поселков само по себе оно не дало ничего дополнительно. Проблема и ее решение описаны в монографии «Определение состава Арктической зоны Российской Федерации» еще в 2018 году, но должным образом она так и не разрешена.

Основная проблема арктической экономики - внеэкономическое северное удорожание хозяйствования и жизнедеятельности в экстремальной арктической форме. В нем фокусируются практически все проблемы макрорегиона в связи с чем необходимо принятие государственных мер по его нейтрализации в целях выравнивания конкурентных условий хозяйствования между арктическими и более южными регионами, где внеэкономическое удорожание не оказывает столь сильного влияния на экономику в связи с более мягкими климатическими условиями и инфраструктурной обеспеченностью. 

Нужно подчеркнуть, что равенство конкурентных условий – «святое святых» рыночной философии и рыночная теория (во всех ее вариантах) предполагает экономическое и правовое государственное регулирование в целях обеспечения равенства конкурентных условий хозяйствования. В нашей стране 30 лет назад это равенство интерпретировали как полную унификацию механизмов регулирования от севера Красноярского до юга Краснодарского краев. Регионы страны в соответствии с Конституцией России равноправны, но на практике не равны, т.к. не равны внеэкономически обуславливаемые факторы хозяйствования - природные условия, пространственное положение, инфраструктурная обеспеченность, система исторически сложившихся хозяйственно-культурных традиций и навыков. 

Федеральный закон от 13.06.2020 № 193-ФЗ создал прецедент дифференцированного регулирования хозяйственной деятельности с учетом влияния значимых внеэкономических факторов на экономическую среду. Главная его ошибка – не поддерживать уже существующие в АЗРФ хозяйствующие субъекты, а стимулировать только новые инвестиции. Чтобы отделить получающих поддержку от ее не получающих, введена категория «резидент АЗРФ». Соответственно, не способные вложить новые деньги в новое же для себя дело автоматически становятся «нерезидентами АЗРФ». А это – в первую очередь коренное и местное население АЗРФ, субъекты традиционного природопользования, малого и среднего бизнеса.

 

Все приарктические страны выравнивают у себя условия хозяйствования. Это необходимо делать и нашей стране, о чем расскажем в следующих текстах.