Жуков М.А. ученый секретарь Научного совета АНО «Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера» (АНО НКЦ «Север»)
Материал для телеграмм-канала "Северный широтный ход". Опубликован 9 августа 2024 г.
В тексте «Арктическая зона Российской Федерации - особая экономическая зона» сказано о том, что Федеральный закон от 13.06.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» создал прецедент дифференцированного регулирования хозяйственной деятельности с учетом негативного влияния внеэкономического северного удорожания на экономическую среду.
Проблема северного удорожания тем или иным образом лежит в корне практически всех проблем Арктики, а решение ее откроет двери для последовательного решения всех остальных проблем. Основные факторы северного удорожания: а) повышенная стоимость трудовых ресурсов, связанная с удорожанием жизнедеятельности, дефицитностью подготовленных кадров, компенсационными выплатами за дискомфортность проживания; б) повышенная стоимость основных фондов – так называемое «северное исполнение», и их ускоренный износ; в) инфраструктурные издержки, в том числе повышенные транспортные расходы и расходы на осуществление разного рода коммуникационных трансакций; г) повышенные экологические издержки; повышенные издержки, связанные с социальными обязательствами, неразвитостью коммунальной инфраструктуры. К этому надо прибавить еще два существенно осложняющих экономическую деятельность фактора, которые технически тоже можно представить через удорожание: д) повышенные риски возникновения чрезвычайных ситуаций и затраты на их предотвращение или ликвидацию; е) монопрофильность ресурсных производств, генерирующая зависимость бюджетов муниципальных образований от эффективности деятельности одного хозяйствующего субъекта и флюктуаций цен мировых рынков сырья – удорожание бюджетных ресурсов муниципальных образований в связи с повышенным риском потребностей в разного рода заимствованиях. Дополнительные издержки в связи с теми или иными обстоятельствами имеют место и на неарктических территориях. Для арктических территорий характерен значительный суммарный рост издержек сразу по широкому перечню направлений расходования средств, часто практически по всему кругу этих направлений.
До начала рыночных реформ все факторы северного удорожания тем или иным образом компенсировались соответствующими бюджетными расходами. После ухода государства как главного хозяйствующего субъекта из экономики и, соответственно, резкого свертывания роли государственного бюджета в жизни арктических регионов, вся тяжесть «северного удорожания» легла на плечи хозяйствующих субъектов, которые оказались в крайне невыгодных конкурентных условиях, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Все развитые северные государства имеют разветвленную, сложно структурированную систему компенсации регионального удорожания хозяйствования и жизнедеятельности, снижения издержек региональных экономик до среднего по стране уровня.
Суть региональной политики - дифференциация применительно к местным условиям системы мер по реализации политики общегосударственной. Главная особенность учета региональных особенностей Арктики в процессе достижения общенациональных целей – системное преодоление негативного влияния различных факторов северного удорожания на конкурентоспособность региональной экономики. Дифференциация системы мер с учетом региональных особенностей внеэкономического удорожания требуют знания этой специфики, но изучаются факторы удорожания по арктическим регионам явно недостаточно. Федеральный закон от 13.06.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» не решает задачу выравнивания межрегиональных конкурентных условий хозяйствования, тем более с позиции «необходимо и достаточно».
Эту задачу можно решать в рамках проектного подхода.
Северное удорожание – то звено, грамотно потянув за которое можно вытянуть всю цепь экономических проблем арктических регионов.