Митько А.В.

Президент Арктической общественной академии наук,

доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  СЗИУ РАНХ и ГС, СПбГУ

К соперникам Военно-морского Флота России под водой присоединяется еще одна страна – Канада. Каким подводным флотом обладает Канада сегодня, чем планирует его заменить, какую угрозу это будет представлять для нашей страны – и что мы могли бы противопоставить ей в итоге?

Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом – и этот факт имеет большое значение для обеспечения национальной безопасности России. Именно подо льдами Северного Ледовитого океана "прячутся" от действий патрульной авиации  НАТО российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) с баллистическими ракетами. Не менее важными являются задачи российских многоцелевых атомных подлодок, которые должны помимо охраны своих РПКСН еще и бороться с подводными лодками противника.

Сегодня угрозу для России в этом смысле представляют только США и теоретически (если вернут своим подлодкам боеспособность) – Великобритания. Это связано с тем, что только у этих стран есть и атомные подводные лодки, и прямой доступ в Северный Ледовитый океан, и опыт плавания подо льдом. Все остальные арктические страны НАТО атомных подлодок не имеют.

Не имеет их и Канада. На текущий момент ее подводный флот состоит из четырех дизель-электрических подлодок британской постройки типа «Виктория» (Victoria). Закладка первой из этих подлодок произошла аж в 1983 году, а начало службы у всей серии выпало на начало 1990-х.

Теперь стоит обратить внимание на специфику окружающих Канаду морей. На севере между Северным Ледовитым океаном и североамериканским континентом находится крупнейший в мире Канадский арктический архипелаг, проливы между островами которого позволяют пройти по воде из Северного Ледовитого океана в Атлантику, минуя Ла-Манш или Фареро-Исландский рубеж. Естественно, позволяют только летом, а зимой там могут пройти только атомные подводные лодки.

Канада – на настоящий момент враждебная России страна, член НАТО. Знание о проливах Канадского арктического архипелага имеет важное значение для обороны морских рубежей России.  И если США могут действовать в проливах Канадского архипелага против наших подлодок, то Канада – никак.

И вот теперь обстановка начнет меняться. В июле Канада объявила о планах заменить имеющиеся старые подлодки новыми и одновременно нарастить их число до 12 единиц.

Современные неатомные подлодки (НАПЛ), как правило, имеют воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ) или литий-ионные батареи (японские НАПЛ типа «Тайгэй», например). И то и другое позволяет им находиться под водой в разы большее время, чем могли традиционные дизель-электрические ПЛ. А это дает возможность проводить не только подводные, но и подледные плавания.

Естественно, такая подлодка никогда не сравнится по автономности и ряду других возможностей с атомной. Тем не менее при получении новых подлодок с ВНЭУ силы канадских ВМС существенно вырастут.

Если не на всей протяженности своих северных морских коммуникаций (а через проливы Канадского арктического архипелага проходит  Северо-западный проход – канадская альтернатива Северному морскому пути), то на входах и выходах канадские подлодки смогут заходить под лед.

А дальше с точки зрения противостояния под водой будет иметь значение качество гидроакустических средств и торпедного вооружения. В проливах со сложной ледовой обстановкой скрытная неатомная ПЛ с высококлассным гидроакустическим комплексом и современными торпедами окажется смертельно опасным врагом для любой атомной подлодки. Более того, можно быть уверенным в том, что она «выиграет» первый выстрел. Это может серьезно поменять баланс сил в некоторых случаях.

 

Не стоит забывать и о наступательных возможностях США и Канады. В отличие от американских подлодок, канадские могут залегать на дно вблизи российских военно-морских баз, прежде всего на  вблизи Камчатки. А увеличенная численность новых подлодок (12 против четырех сейчас) позволит развертывать их на нескольких направлениях.

Все это планируется на фоне противоречия США и Канады по вопросу принадлежности Северо-Западного прохода. Несмотря на союзнические отношения США и Канада имеют серьезный конфликт Оттава считает этот проход исключительно своей суверенной акваторией, а Вашингтон хочет его интернационализировать как и Северный морской путь. У США и Канады также спор за шельф моря Бофорта, где много запасов нефти и газа.

Учитывая эскалацию отношений НАТО с Россией ООН не может решить вопросы деления морских акваторий Арктики. Впереди ее милитаризация.