Митько А.В.

Арктическая общественная академия наук,

Всероссийский  научно-исследовательской  институт метрологии имени Д.И. Менделеева,

Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС,

 

Санкт-Петербургский государственный университет.

Введение

Мало какие события и территории мира были источником стольких спекуляций, шумихи и широких заявлений, как Арктический регион в начале 21-го века. Попав на повестку дня благодаря политической активности и оценке ресурсов десять лет назад, Арктика продолжает призывать исследователей и журналистов на север, чтобы отправить их в «следующую большую игру».

К счастью, с увеличением количества исследований приходит и больше количество знаний. Так некоторые ученые развенчали идею ресурсных войн на Севере из-за огромных размеров рассматриваемых территорий и того факта, что арктические государства уже имеют право собственности на большинство из этих территорий через режим морского права. Более того, министерства иностранных дел арктических государств выделили кооперативные черты региона: в Арктике мы работаем вместе, чтобы вместе решать проблемы региона. 

Тем не менее, понятия арктического конфликта и политики великих держав на Северном полюсе продолжают появляться в политической и новостной повестке дня. Почему же это так, если на Крайнем Севере все хорошо?

Уровень анализа

Основной концепцией в исследованиях международных отношений является «проблема уровня анализа», впервые сформулированная Сингером. В случае Севера особенно полезно различать два уровня: международный (системный) уровень и региональный (арктический) уровень. Такой подход помогает выявить динамику, присутствующую в Арктике, объясняя, почему сохраняется идея конфликта, и как это не обязательно противоречит идеям регионального сотрудничества и стабильности.

Холодная война

Отделение международного, или системного, уровня от регионального (арктического) уровня может помочь прояснить различные заблуждения относительно Арктики и интересы вовлеченных субъектов. Во время Холодной войны Арктика занимала видное место в политических и военных противостояниях между двумя сверхдержавами. Это было важно не из-за взаимодействий в самой Арктике, а из-за своей стратегической роли в системном соперничестве между США и СССР.

Совсем недавно, падение геополитической и геостратегической значимости в 1990-х годах, позволило различным региональным схемам сотрудничества стать Арктическим Советом, основным форумом для обсуждения региональных вопросов в Арктике, который, в свою очередь, играет в этой ситуации серьезную роль в жизни Арктического региона.

Возрождение Арктики

Говоря об изменениях в мире, произошедших в XXI веке, необходимо отметить то, что стратегическое значение Арктики в первую очередь возросло из-за того, что ведущие страны мира стали относиться к этому региону, как к одному из самых богатых, в части не возобновляемых ресурсов во всем мире. В свою очередь, Россия, одна из первых стран Арктического региона, обозначила права на свой континентальный шельф, и намерена восстановить свою военную мощь, с целью защиты этих территорий. И Арктика - одна из областей, где она может сделать это практически беспрепятственно. Это происходит не обязательно из-за самой Арктики, но из-за доминирующего положения России на Севере с ее Северным флотом, базирующимся на Кольском полуострове, где размещены стратегические подводные лодки, необходимые для статуса страны как ядерной державы на мировой арене. Не таяние морского льда подстегнуло возрастающее военное напряжение в Арктике, а важность Арктики для общих стратегических планов и амбиций мирового сообщества в данном регионе.

Китай в Арктике

В отличие от времен холодной войны, Китай сегодня уже стал арктическим игроком. Поскольку Пекин продолжает утверждать свое влияние на мировой арене, Арктика будет лишь одним из многих регионов, где присутствие и деятельность Китая являются компонентами расширения своей власти, как в мягком, так и в жестком смысле. Китай был отмечен как «почти арктическое государство», что, в принципе, не противоречит международному праву и любая ситуация, происходящая в регионе, может быть предметом реакции со стороны Пекина .

Однако Китай не признан в качестве арктического государства и в значительной степени исключен из региональной политики. Несмотря на неточности предупреждения госсекретаря США Помпео в 2019 году о том, что арктическая активность Пекина рискует создать «новое Южно-Китайское море» [4], такие заявления подчеркивают, что США рассматривают Арктику как еще одну арену, где возникающая системная конкуренция между двумя странами усиливается.

Разделение Северной Америки и Европы

На системном уровне США, по складывающейся на сегодняшний день видимости ситуации, будут взаимодействовать с такими регионами, как Арктика, по своему усмотрению. Однако в Северной Америке Арктика не играет такой основополагающей роли в вопросах национальной безопасности, как в России или Северной Европе. И хотя риторика может предполагать иное, для США Арктика может являться, в первую очередь, местом размещения противоракетного вооружения, инфраструктуры наблюдения и ограниченного числа стратегических сил. Также этот регион может быть важен для ВМС США и подразделений береговой охраны, хотя США еще предстоит значительно инвестировать в свои арктические возможности и инфраструктуру.

В результате, это приводит нас к важному различию между всеобщими стратегическими соображениями и теми, которые касаются конкретно Арктического региона. Во-первых, динамика безопасности в Арктике осталась привязанной к субрегиональному уровню: Баренцева региона, Берингова моря/пролива и даже региона Балтийского моря. Таким образом, бесполезно обобщать интересы и проблемы безопасности по всему северному циркумполярному региону. Имеет смысл обсуждать безопасность в разных частях Арктики, а не в Арктике в целом. Из этих различных частей Европейская Арктика, несомненно, является самой активной и самой сложной.

Сотрудничество и конфликты

Внутрирегиональное сотрудничество по другим (не военным) вопросам также увеличилось в своих объемах. Действительно, утверждается, что эти низкоуровневые формы взаимодействия помогают обеспечить низкую напряженность на Севере на региональном уровне. Появление Арктического Совета в качестве основного форума для региональных дел в Арктике способствует положительному развитию межгосударственных отношений в сложившейся международной обстановке.

Арктические государства отдают предпочтение стабильной политической среде, в которой они сохраняют доминирование в регионе. Это подтверждается важностью, придаваемой морскому праву и соглашениям по конкретным вопросам, подписанным под эгидой Арктического Совета. Эти события приносят северным странам больше пользы, чем кому-либо другому, а также гарантируют то, что арктические проблемы, как правило, решаются и будут решаться непосредственно самими арктическими государствами.

Отделение зерен от плевел

Подводя итог: на международном уровне Арктика снова вышла на передний план стратегических озабоченностей среди великих развивающихся держав (США, Россия, Китай). Это имеет мало общего с событиями в Арктике (таяние льдов, экономические предприятия и т. д.), а все связано со стратегическим положением Арктики для этих государств. Правда, мы подтверждаем существование некоторой внутрирегиональной конкуренции, а также наличие инвестиций и прогрессирующего сотрудничества. Однако здесь трудно обобщить тенденции по всему арктическому региону, именно из-за обширности и труднодоступности самой территории.

Хочется надеяться на то, что Арктические государства имеют ограниченные, если таковые имеются, основания для вовлеченности в прямой конфликт (двусторонний или региональный) из-за ресурсов или территории - хотя локальное соперничество, например, между Норвегией и Россией, сохраняется. Однако Арктика не станет менее важной на стратегическом уровне просто потому, что США и Россия уже находятся в регионе, а Китай все больше демонстрирует свои (стратегические) северные интересы.

Заключение

Не смотря на то, что режим морского права обеспечивает приоритет офшорным ресурсам, сами государства должны быть в состоянии защищать свои суверенные права на море и обеспечить свое присутствие в арктической морской сфере. Им также необходимо понимать, почему регион привлекает политический и экономический интерес неарктических государств, и должны, в свою очередь, поддерживать свою заинтересованность в этом районе в своей национальной политике, связывая проблемы безопасности с экономическими инвестициями и активной северной политикой. Рост деятельности в Арктике, стоящий сегодня на повестке дня - не проходящая тенденция, она останется, и будет развиваться в будущем.

Наконец, несмотря на санкции и конфликты в других частях мира, проблемы безопасности и сотрудничества со всеми соответствующими субъектами в Арктике, должны не только обсуждаться: такие обсуждения должны быть инициированы и расставлены по приоритетам политическими лидерами. Увеличение количества военных учений, а также агрессивная риторика в Арктическом регионе должны быть изучены, обсуждены и лучше поняты, если мы хотим избежать ошибок, которые могут привести к гонке вооружений в Арктике.