Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ.
Пограничные споры в Арктике между Россией и Норвегией уходят корнями в далёкое прошлое и связаны с вопросами о морских и экономических границах в богатых природными ресурсами водах Баренцева моря. Исторически эти споры возникли вокруг права на рыболовство, а затем к ним добавились и территориальные претензии.
Во второй половине 20-го века начался активный период развития международных норм, регулирующих использование морей и океанов. Стал формироваться институт исключительной экономической зоны и континентального шельфа. До этого момента все морские пространства, за исключением небольшой береговой полосы, считались свободными для ведения хозяйственной деятельности любыми государствами.
В 1970-х годах государства стали устанавливать 200-мильные экономические зоны, где они получали преимущественное право на добычу рыбы и других биоресурсов. Кроме того, страны стали делить континентальный шельф, чтобы присвоить себе морское дно для добычи полезных ископаемых, в первую очередь – нефти и газа.
Тогда уже было известно о богатствах Баренцева моря, за которое вступили в борьбу СССР и Норвегия. Государства выдвинули принципиально разные предложения по установлению границ.
Норвегия предложила систему деления морских зон, согласно которой граница должна была проходить по срединной линии, равноудаленной от берегов соседних государств – так называемый принцип эквидистанции. Советский Союз не принял эту позицию, считая, что необходимо учитывать исторические права и интересы. Им был предложен секционный метод, разделяющий воды с учетом длинных параллелей. В таком случае львиная часть территорий отходила бы именно СССР.
На протяжении 70-80-х годов обе страны пытались разрешить конфликт путем переговоров, однако соглашения не приносили долгосрочного результата, лишь гасили возникающие обострения между СССР и Норвегией. Основное разногласие касалось обширной зоны размером около 175 тысяч квадратных километров, известной как «серый сектор».
Залежи нефти на спорной территории Баренцева моря оценивали в 1 миллиард тонн. Ни СССР, ни Норвегия не готовы были идти на компромисс по этой территории и упускать столь богатый участок.
Для сравнения, всего в Баренцевом море запасы природного газа составляют от 10 до 15 триллионов кубических метров, а нефть оценивается в 2 миллиарда тонн. Объём полезных ископаемых действительно впечатляет, однако большая часть всё ещё недоступна для добычи из-за крайне сложных условий и необходимости значительных финансовых и технологических вложений.
Если переговоры по принадлежности ископаемых ресурсов всегда оказывались в тупике, то по вопросам рыбного промысла государствам удавалось найти компромисс. В 1978 году СССР и Норвегия подписали соглашение о регулировании рыболовства в спорной зоне. Документ предусматривал распределение годовых квот для обеих сторон, а также обязательства по соблюдению мер контроля за уловом и ведению мониторинга популяций рыб в спорной зоне Баренцева моря. Соглашение учитывало как коммерческие, так и экологические интересы, что позволило поддерживать баланс между экономической выгодой и сохранением рыбных ресурсов. Кроме того, договор предусматривал совместные научные исследования, что дало странам возможность более точно отслеживать изменения в экосистеме и вносить корректировки в квоты.
Несмотря на прорыв в вопросах распределения рыбных ресурсов, граница в Баренцевом море так и не была установлена.
От Советского Союза к России.
После распада СССР и изменившихся международных реалий стороны вернулись к активным переговорам. На фоне общего интереса к сотрудничеству и развитию регионов, богатых ресурсами, Россия и Норвегия подписали временное соглашение о совместном использовании рыболовных ресурсов. Позднее была создана российско-норвежская Комиссия по рыболовству, которая занималась координацией квот и контролем вылова рыбы.
Если соглашение 1978 года касалось только спорных территорий, то новые договорённости распространялись на всё Баренцево море. Возобновились переговоры по установлению морских границ между странами. Обсуждение территориальных споров происходило и на полях созданного в 1996 году Арктического совета.
В 2000-х годах переговоры продолжились. Каждые два года проходили встречи на высшем уровне, где обсуждали территориальные вопросы Баренцева моря. В 2007 году состоялась встреча в Москве, где стороны договорились о совместном развитии отдельных морских месторождений. Это решение стало предтечей к решению территориального вопроса.
В 2010 году Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг подписали историческое соглашение о демаркации морских границ и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Согласно документу, «серый сектор» был поделён почти поровну: Норвегия получила 87 тысяч квадратных километров, а Россия – 83 тысячи. За основу демаркации границ был взять принцип срединной линии.
Определение границ позволило обеим странам начать совместную разработку ресурсов в регионе. Кроме того, после подписания документа Россия и Норвегия наладили сотрудничество в сфере мониторинга экологической безопасности и контроля над запасами рыбы в Баренцевом море.