Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Карта Арктики демонстрирует два ключевых судоходных маршрута: Северный морской путь , проходящий вдоль сибирского побережья России, и Северо-Западный проход, расположенный вдоль арктического побережья Канады.

Амбициозные планы по развитию СЗП, высказывавшиеся ранее, в частности, администрацией Трампа, не представляют потенциальную угрозу для России на СМП.

Возникновение полноценной конкуренции могло бы существенно повлиять на геополитическую ситуацию в Арктике и экономическую выгоду, получаемую Россией от транзита грузов по СМП.

Однако реализация этих планов сталкивается с рядом серьёзных препятствий. Главное – это климатические условия.

Арктика характеризуется крайне нестабильным климатом, с частыми штормами, образованием торосов и быстрым изменением ледовой обстановки. Даже с учетом глобального потепления и частичного таяния арктических льдов, навигация по СЗП остается чрезвычайно сложной и опасной, требующей специально оборудованных судов и профессиональных экипажей с опытом работы в экстремальных условиях.

Вторым препятствием является географическое положение СЗП. Проход изрезан узкими проливами и мелководными участками, что значительно ограничивает проход судов определенного класса и требует точной навигации, учитывающей приливы и отливы, а также опасность столкновения с айсбергами. Требуется постоянный мониторинг ледовой обстановки, что требует значительных финансовых и технических ресурсов.

Кроме того, существенное влияние оказывает позиция правительства Канады. Канада активно контролирует судоходство в своих территориальных водах, устанавливая строгие правила и требования к безопасности. Это включает обязательное уведомление о планируемых маршрутах, наличие ледокольного сопровождения и соблюдение экологических норм. Смягчение этих требований – сложный политический вопрос.

И наконец, ключевым фактором, обеспечивающим российское доминирование на СМП, является мощный ледокольный флот России, включающий в себя атомные ледоколы – уникальные суда, способные прокладывать путь через самые толстые льды.

 

Развитие аналогичного флота Канадой потребует огромных инвестиций, десятилетий исследовательской работы и огромного опыта. В настоящее время, Канада не обладает ни финансовыми возможностями, ни технологиями для создания флота, сравнимого по мощности с российским. Поэтому, хотя потенциал СЗП как альтернативного арктического маршрута существует, его реализация в обозримом будущем маловероятна.