Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ,
Большая группа государств (Евросоюза, США, Великобритания и примкнувшие к ним Канады и прочие) вынесли на рассмотрение Юридического комитета ИМО который соберется в конце марта, очередное предложение о противодействии теневому флоту.
На сей раз речь идет о проведении всеобъемлющей оценки имеющихся у государства флага прав и обязанностей в соответствии с конвенциями и кодексами ИМО (International Maritime Organization) по предупреждению т.н. «теневых» операций и эксплуатации судов в режиме «теневого флота».
Документ заслуживает отдельной записи в книге двойных стандартов.
Предложенная логическая цепочка выглядит следующим образом:
1. Незаконная и нерегулируемая деятельность в судоходстве несет риски в области безопасности мореплавания и защиты морской среды.
2. Независимо от того, какие причины побуждают суда уходить в тень, такие суда не в полной мере соответствуют требованиям регламента ИМО, и государствам флага надо с этим бороться.3. Предлагается изучить имеющиеся правовые инструменты, которые обязывают государства флага предпринимать те или иные действия по обеспечению безопасности судов, разработать дополнительные меры в случае, если имеющихся недостаточно.
Однако, есть нюансы:
Первое - что понимается под незаконной деятельностью? Очевидно - это деятельность по обходу санкций. Однако сама сущность односторонних рестрикций группы государств, упорно именуемых этими государствами санкциями, иными словами, односторонних дискриминационных мер, является незаконной с точки зрения международного права. Санкции может налагать только ООН и никто иной.
Второе - почему предлагают не принимать во внимание причины ухода в тень? Авторы документа, они же – авторы санкций, прекрасно понимают их незаконную сущность, и хотят оставить этот деликатный момент за скобками, а сосредоточиться на борьбе с последствиями своих же действий.
Уход танкеров в тень – это безусловно повышение рисков, тут сложно спорить. Но проблему не удастся решить, пока действуют санкционные дискриминационные режимы, особенно, если потребителями перевозимых грузов являются, отчасти, сами авторы санкций. Экономику не обманешь. Классическая история про выбор шашечек или ехать.
Тем не менее, такая позиция на международных площадках по поводу теневого флота будет только нарастать. Ведь надо как можно скорее создать международно-правовой акта, на котором будут взращивать основу для оправдания перед мировым сообществом уже конкретных действий.