Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ.
В канун Нового года Правительство России утвердило обновленную Стратегию пространственного развития страны до 2030 года. На наш взгляд подобная стратегия должна иметь горизонт лет 50, а не 5. Однако в целом документ производит впечатление. Пожалуй, это один из лучших документов стратегического планирования, который видел в России, и точно лучше, чем предыдущая пространственная стратегия.
Однако сейчас есть смысл сделать акцент на том, что касается Арктической зоны и Дальнего Востока страны. И дело в том, что напряжение растет в Арктике не только по климатическим причинам. Чего стоят хотя бы громкие заявления Трампа относительно желания забрать Гренландию и Канаду в состав США. Предыдущая Стратегия писалась совсем в других условиях. С тех пор «окно в Европу» временно закрылось, а с учетом геополитической обстановки (которая, видимо, надолго) Севморпуть становится «черным ходом» в мир. Парадной, в этой метафоре, должен стать Владивосток.
Важный раздел документа посвящен рискам, которые влияют на перспективы освоения Арктики и Дальнего Востока. В частности, признается:
Во-первых, изменение климата будет приводить к «расширению зон деградации многолетней мерзлоты и проявления связанных с ними опасных процессов (преимущественно на территории Арктики), негативного воздействия вод в зонах затопления (особенно в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах), усиления разрушающего воздействия температурно-влажностных деформаций на объекты капитального строительства и инфраструктуру, разрушению берегов в результате разрушения многолетней мерзлоты, усиления абразионных процессов и волнового воздействия...»
Конечно, в горизонте реализации Стратегии критических проблем мы еще не увидим, но скорее всего это будет определять формат освоения территорий: например, минимум капитального строительства, но больше легких и мобильных конструкций.
Во-вторых, хозяйственная деятельность в рамках морских акваторий и прибрежных территорий концентрируется неравномерно, что нарушает баланс между морепользованием и состоянием морской и прибрежной экосистемы. Особенно сильно неравномерность прибрежной хозяйственной деятельности проявляется на северных и дальневосточных территориях Российской Федерации, где в сложных гидрометеорологических условиях интенсифицируется добыча полезных ископаемых.
Отмечается также ухудшение демографической ситуации. Важно, что данные риски фиксируются. Следовательно, вокруг реагирования на них будут разворачиваться различные проекты и деятельность государства. Если, конечно, хватит ресурсов.
Стратегия отмечает, что 9 субъектов Российской Федерации обеспечивают наибольший вклад в совокупный валовой региональный продукт. И среди них три арктических региона, в которых расположены основные минерально-сырьевые центры, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский край.
Население продолжает и Арктике концентрироваться в относительно крупных населенных пунктах. Следствием этого является выделение «опорных населенных пунктов» (ОНП) и «новых экспериментальных населенных пунктов» (НЭНП) как объектов приоритетного развития.
Предполагается, что ОНП будут способствовать достижению национальных целей развития, определённых майскими указами Президента в 2024 году и задачам обеспечению национальной безопасности.
В общем-то в этом просматривается «новое - хорошо забытое старое»: ещё при царском режиме Сибирь, Степь и Дальний Восток брались под контроль через систему острогов. Стратегия предполагает набор разных типов «опорных пунктов» с различной функциональной специализацией. Все 2160 ОНП перечислены в «Едином перечне» ОП. Так или иначе у него есть корреляция с Перечнем геостратегических территорий, который также приводится в Приложении 2 к Стратегии.
С учетом заявленного дифференцированного подхода к развитию территорий, приоритет будет отдан тем, которые указаны в Приложении 2. Среди этих территорий все регионы ДВФО, а также субъекты и части субъектов, относящиеся к Арктической зоне.
НЭНП - «создаваемый населенный пункт, в котором реализуются новые подходы в сфере демографии, жилищного строительства, экономического, научно-технологического развития и иных сферах». Что это будет на практике - посмотрим. Но в равной мере сюда могут быть отнесены и вахтовые поселки типы Сабетты и даже новая столица, идея которой периодически появляется в пабликах. Новая столица страны в Арктике вряд ли появится, а вот некий вариант закрытого города типа Норильск 2.0 (после его реновации) и даже межуниверситетские кампусы - вполне рабочий вариант.
В целом, в Стратегии все равно просматривается принцип «всем сестрам по серьгам», но заметны определенные акценты на:
- укреплении новых и приграничных регионов (такими фактически является вся зона Арктики и Дальнего Востока);
- дальнейшем освоении АЗРФ;
- развития связности, в первую очередь, Приазовья (с помощью сети автодорог), Дальнего Востока (за счёт создания сети аэродромов и расширения авиасообщения), а также Арктики (Севморпуть). БАМ и Транссиб, которые также планируется развивать, имеют критически важное значение не только для Арктики и ДВ, но вообще для всей страны, особенно в текущих условиях. При этом в Стратегии так или иначе обозначается кооперация между ж.д. и морским сообщением.
Прогнозируется рост грузовой базы Севморпути (СМП) в части экспорта грузов ресурсных проектов, разрабатываемых в приарктической зоне (в первую очередь, в КНР, Республику Индию, страны Юго-Восточной Азии).
Согласно плану развития СМП до 2035 года, принятому в 2022, годовой грузопоток по СМП должен составить 150 млн. тонн в 2030 году, в 2035 году — 220 млн. тонн. К 2024 предполагалось перевозить 80 млн. тонн. Однако прогнозы постоянно корректировались и в сторону снижения.
По данным от ноября 2024 года действительно перевезённых грузов было всего 33,1 млн. тонн. Таким образом, за последние два месяца года, когда судоходство по СМП затруднено из-за ледового покрытия, было перевезено около 3,2 млн. тонн груза.
Стратегия объясняет, что рост морских перевозок по СМП сдерживается нехваткой крупнотоннажного флота, включая ледокольный. Имеется потребность в развитии контейнерных перевозок в портах Дальнего Востока и в Азово-Черноморском направлении.
Так или иначе, среди приоритетов развития Дальнего Востока и Арктики являются:
- реновация и развитие ОНП, отдельно упомянут Владивосток и его агломерация;
- развитие транспортной инфраструктуры, с акцентом на логистику и экспорт, а также связность регионов;
- развитие электрогенерации и сетевой инфраструктуры;
- развитие взаимодействия со странами АТР, в том числе, в сфере туризма, науки и экспорта;
- новые инвестпроекты, направленные на промкооперацию со странами АТР (отдельно упомянуты приграничные районы Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области и Еврейской автономной области).