Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Около 65 нефтяных танкеров «теневого флота» были вынуждены встать на якорь в разных точках мира из-за новых рестрикций США.

Так же последний рестрикционный пакет примечателен обширным персональным списком, куда включены: руководители нефтяных компаний Лукойла, Газпромнефти, Зарубежнефти, Татнефти, Башнефти, а также практически все руководство компании Росатом, включая Вячеслава Рукшу, замгендиректора Росатома, директора Дирекции Северного морского пути.

Из чиновников Минэнерго под прицел OFAC попали: директор Департамента развития угольной промышленности Петр Бобылев, директор газового департамента Артем Верхов, директора спецпроектов, а также – и это очень удивительно – наш коллега, представитель экспертного сообщества Денис Дерюшкин, руководитель «Аналитического центра ТЭК», «РЭА», который обеспечивает аналитическую поддержку Минэнерго.

И здесь приходиться согласиться с авторами, что из-за включения в SDN-лист новых угольных активов ситуация в отрасли усугубится. В частности, под рестрикции попали: компании «Кузбассразрезуголь», компания «Русский уголь», а также ГОК «Денисовский» и ГОК «Инаглинский» — структуры компании «Колмар».

В прошлом году эффект от введения адресных рестрикций угольный отрасли был заметен из-за включения в феврале 2024 года в SDN-лист компании СУЭК и «Мечел», в мае — «Сибантрацит», в июне — «Эльга» и «Коулстар», а в августе — «Распадская» и «СДС-Уголь». В результате, из-за опасения вторичных рестрикций, закупки российского угля стали сокращать даже те страны, которые продолжали импортировать его из России после начала СВО.

По данным таможенной статистики, Китай по итогам первых девяти месяцев 2024 года сократил импорт российского каменного угля на 17% (до 66 млн. тонн), Южная Корея — на 35% (до 14,1 млн. тонн, а Турция — на 11% (до 18,2 млн. тонн). Если за первые девять месяцев 2023 года на долю России приходилось 35% импорта каменного угля в КНР, то за аналогичный период 2024 года — 26%; в импорте каменного угля в Южной Корее доля российских поставок сократилась с 24% до 16%, а в Турции — с 71% до 61% соответственно.

В итоге на сегодня в SDN-листе находятся компании, обеспечивающие свыше половины добычи российского угля. Это значит, что в 2025 год скорее всего продолжится сокращение экспорта и в угольной отрасли.

Дополнительно задеты наши СПГ-проекты в Ленинградской области: завод «Криогаз-Высоцк» мощностью 820 000 тонн в год, а также комплекс «СПГ-Портовая» на 1,5 млн. тонн в год. По опыту проекта Арктик СПГ- 2 рестрикции США не дают возможности найти покупателей даже на отгруженные партии сжиженного природного газа.

Так же, рестрикции блокируют «Восток Ойл» — крупнейший проект «Роснефти» на севере Красноярского края. Напомним, что это так же якорный груз для обеспечения загрузки Севморпути.

Рестрикции США приведут к сдвижке сроков реализации ряда проектов в Арктике. Об этом заявил журналистам глава компании «Росатом» Алексей Лихачев. «Последовательно американцы и руководители Евросоюза принимают рестрикции в адрес наших северных проектов, добычных проектов, в адрес логистических компаний, страховых организаций, которые занимаются страхованием грузов. Но в моей оценке происходит адаптация арктических проектов к этим рестрикциям. Конечно, какие-то параметры в части добычи, а значит, и перевозки экспортных грузов будут достигнуты в чуть более дальние сроки. Ничего в этом нет. Об этом президент говорил, что это, скорее всего, будет такая вынужденная мера чуть-чуть отнести вправо достижение целого ряда параметров», - сказал Лихачев. 

Напомним, по заявлению главы госкорпорации от 16 июня 2023 года, планировалось, что российские компании перевезут по СМП порядка 80 млн. тонн грузов до 2025 года, а к 2030 году объём достигнет 100 млн. тонн. В ноябре 2024 года вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил, что цель достичь годового объёма перевозок грузов в 80 млн тонн по Северному морскому пути сохраняется. 

Объем грузопотока по арктической магистрали за 2024 год составил 37 893 531,9 тонн. Предыдущий рекордный результат был превышен более чем на 1,6 млн тонн. Также в прошлом году было совершено рекордное количество транзитных рейсов – 92, и поставлен рекорд по транзитным грузам – более 3 млн тонн. Это почти в полтора раза больше, чем в 2023 году. Специалистами «ГлавСевморпути» было рассмотрено 1312 заявлений на плавание в акватории СМП и не было выдано ни одного отказа.

Рестрикционное давление повлияло на грузооборот морских портов России в 2024 году снизился на 2,3% — до 886,3 млн. тонн.

Перевалка сухогрузов по итогам года сократилась на 1,9% — до 441,1 млн. тонн. В том числе было погружено 188,1 млн. тонн угля (-9,8%), 74,8 млн. тонн зерна (+6%), 55,5 млн тонн грузов в контейнерах (+10,8%), 42,5 млн. тонн минеральных удобрений (+15,7%), 19 млн. тонн черных металлов (-10,8%), 12,3 млн. тонн руды (+26,3%), 8 млн. тонн грузов на паромах (-0,5%). 

Перевалка наливных грузов в 2024 году составила 445,2 млн. тонн (-2,6%), в том числе: сырой нефти — 267,5 млн. тонн (-1,7%), нефтепродуктов — 131,1 млн. тонн (-7,1%), сжиженного газа — 36,3 млн. тонн (+5,9%), пищевых грузов — 6,4 млн. тонн (+14%).

Экспортных грузов обработано 699,7 млн. тонн (-1,9%), импортных — 42,9 млн. тонн (+11%), транзитных — 64,9 млн. тонн (-0,5%), каботажных — 78,7 млн. тонн.

Грузооборот морских портов в 2024 годк составил:

Арктического бассейна — 92,9 млн. тонн (-5,2%);

Балтийского бассейна — 273 млн. тонн (+0,6%);

Азово-Черноморского бассейна — 275,7 млн. тонн (-5,4%);

Каспийского бассейна — 8,1 млн. тонн (+4,9%);

 

Дальневосточного бассейна — 236,5 млн. тонн (-2,3%).