Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам подготовить меры поддержки предприятий угольной промышленности в условиях кризиса отрасли. Это следует из протокола заседания в Правительстве РФ, которое состоялось 27 декабря 2024 (документ оказался в распоряжении РБК)

О каких именно мерах шла речь:

1. Потребуется разработка «антикризисной программы» развития угольной промышленности с учетом «сложившейся ситуации в отрасли». Заняться ее формированием должны Минэнерго, Минэкономразвития, Минтранс, Минприроды, Минфин и Ростехнадзор с участием глав угледобывающих регионов (в числе присутствующих на совещании были представители Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы, Иркутской и Новосибирской областей) в срок до 31 января 2025 г.

2. На «особом контроле» ситуация с остановившимися шахтами, а управлением банкротствами угольщиков предложили руководить ВЭБ РФ.

3. До 10 февраля и далее ежемесячно ведомства — Минэнерго, Минтруд, Минэкономразвития, Минфин совместно с правительством Кемеровской области — также должны взять на «особый контроль» ситуацию на приостановивших работу угледобывающих предприятиях, обеспечив защиту прав их работников.

Речь идет о разрезах «СДС-Угля», шахте «Ольжерасская-Новая» филиала ПАО «Южный Кузбасс», АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», ООО «Шахта «Инская» и тд. Некоторые из этих объектов, например шахта «Ольжерасская-Новая», находятся в контуре «Мечела»; в числе акционеров «Анжерской- Южной», по данным СПАРК, бизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Пресс-служба Минтруда сообщила РБК, что вопросы сотрудников взяты на особый контроль инспекциями Роструда и центрами занятости.

4. Александр Новак поручил Минэкономразвития, Минэнерго, Минтрансу и ФНС с участием ВЭБ.РФ  проработать предложения по установлению особенностей банкротства угольных компаний.

5. Вопросом выработки «необходимых условий» по обеспечению вывоза угля в порты Северо-Запада и Юга займутся Минэнерго совместно с РЖД, угледобывающими и стивидорными компаниями, СОЖТ и самими операторами — для этого Новак поручил провести соответствующее совещание.

6. Минприроды и Минэнерго поручено также сформировать предложения по ограничению выдачи новых лицензий на разработку месторождений энергетического угля в регионах, отдаленных от рынков сбыта, в том числе, уточняется в документе, в Новосибирской и Кемеровской областях, Хакасии и Красноярском крае. Выдачи таких лицензий должны осуществляться только по решению подкомиссии, считают в Правительстве РФ.

Возможные меры поддержки по мнению экспертов - необходима скидка при поставках угля в адрес портов Юга, рассуждает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал».

«Другого решения просто нет, потому что экспортные цены угля в начале января еще снизились. В восточном направлении сейчас с наименьшими негативными эффектами для рентабельности может транспортироваться только уголь низковостребованного сорта (размеры К, О и П от 25 до 50+ мм). На фоне теплой зимы склады покупателей в Китае переполнены, что снижает спрос на российское топливо. Кроме того, пропускная способность Восточного полигона задействована на уровне, близком к 100%, добавляет Александр Котов, руководитель направления консалтинга NEFT Research.

По мнению Максима Худалова, для северо-западного направления потребуются более существенные, чем для Юга, преференции в силу низких цен на продукцию на базисе FOB.

Аналитики NEFT Research, в свою очередь, полагают, что для решения проблемы перегруженности восточного и, напротив, недозагруженности южного и северо-западного направлений необходимы «экономические, а не распределительные меры», говорит Котов, подчеркивая, что для выхода экспорта российского угля по меньшей мере на безубыточность требуется господдержка.

Более того, она «критична», в том числе для поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

P.S. Из протокола совещания у Президента России Владимира Путина видно, что диалог о проблемах угольной промышленности России сместился в более конструктивное русло. 

Главными точками роста угольной отрасли в Арктике должны стать Республика Коми и Красноярский край. Это следует из Приказа Минприроды России от 09.06.2023 № 358 «Об утверждении Программы лицензирования участков недр твердых полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации на период до 2035 года— им утверждена программа лицензирования участков недр на Крайнем Севере до 2035 года, ресурсная база которых потенциально может обеспечить загрузку Северного морского пути».

Сейчас в АЗРФ добывается не очень много угля.

На долю Республики Коми и Красноярского края приходится в общей сложности чуть более 10% общероссийской добычи угля. В Коми в 2022 году добыли 10 млн. тонн угля, а в Красноярском крае — 36 млн. тонн (это на всей территории регионов), тогда как по стране в целом — 432 млн. тонн. Но роль Красноярского края в ближайшие годы будет расти.

Согласно данным Global Energy Monitor, благодаря уже стартовавшим проектам добыча угля в Красноярском крае должна увеличиться на 4 млн. тонн в год; а в случае реализации планируемых и уже получивших разрешения проектов в общей сложности там будут добывать 29 млн. тонн в год.

Таймырский кластер

Сейчас в Красноярском крае создают Таймырский угольный кластер. Проект стартовал в 2020 году. Сердце кластера — Сырадасайское угольное месторождение, оно расположено в 105 километрах от посёлка Диксон (население — 319 человек, самый северный порт России, сейчас там же строят угольный терминал "Енисей"). Запасы угля здесь оцениваются в 5,68 млрд. тонн.

На первом этапе планируется освоить участок площадью 615 кв. километров у реки Сырадасай. Разработкой занимается компания "Северная звезда" (входит в холдинг AEON Романа Троценко).

Объём добычи на начальных стадиях должен составить 5 млн. тонн угля в год, затем — 10 млн. тонн. Первую партию угля объёмом 100 тыс. тонн осенью 2022 года отправили в Китай.

Главный плюс Сырадасайского месторождения — залежи коксующего угля. Он востребован не только в России, но и в Китае и Индии, где 90% стали выплавляется доменно-конверторным методом, при котором применяется коксующийся уголь.

В 2021 году ожидалось, что работа по созданию угольного кластера на Таймыре завершится к 2040 году. Должны быть построены обогатительная фабрика, глубоководный порт "Енисей" и аэропорт "Таймыр".

Сырадасайское месторождение — не единственное на Таймыре. В марте 2023 года правительство Красноярского края заключило соглашение с "Северной звездой" об освоении Лемберовского месторождения угольных антрацитов в Таймырском угольном бассейне.

Таким образом, если в 2021 году на Таймыре в рамках тестовой добычи было добыто 3 тыс. тонн угля, то к 2025 году плановый объём должен составить 6,4 млн тонн.

Шанс для Воркуты

В Республике Коми к разработке предлагается шесть месторождений угля, следует из приказа Минприроды. Два крупнейших месторождения находятся вблизи Воркуты — города, население которого неуклонно сокращается.

Месторождение "Воркутинское 33" (140,6 млн тонн разведанных запасов) находится в 17 км от Воркуты. Месторождение "Паэмбойское" (самое крупное из предлагаемых Минприроды, разведанные запасы оцениваются в 431 млн. тонн) расположено вблизи железнодорожной станции Халмер-Ю, рядом находятся два закрытых посёлка: одноимённый (Халмер-Ю) и Цементнозаводский.

В состав городского округа Воркуты входят несколько посёлков, возникших рядом с шахтами. Их называют "Воркутинским кольцом", за последние годы семь посёлков из 13 обезлюдели, потому что шахты закрылись.

Население Воркуты снизилось в два раза — с более чем 100 тыс. человек до 50 тыс. И это только официально, по факту многие воркутинцы уезжают на заработки в Сыктывкар или перебираются в другие регионы, но сохраняют местную прописку.

Из-за резкого сокращения численности городские власти реализуют так называемую "политику управляемого сжатия", когда людей из опустевших домов переселяют в здания, где ещё кто-то живёт. А опустевшие дома отключают от коммуникаций.

В 2018 году из-за долгов было закрыто предприятие "Интауголь" — градообразующее для города Инты (20 тыс. жителей, расположен в 237 километрах от г. Воркуты).

Эксперты не считают, что эти истории отпугнут инвесторов от создания новых угледобывающих предприятий. Уровень запасов угля в Коми велик — 5,5 млрд тонн. Однако существуют риски с ухудшением инфраструктуры для добычи угля из-за закрытий предприятий.

Если активно поддерживать инвесторов и сохранять благоприятную конъюнктуру, то для крупных инвесторов плюсы смогут перевесить остальные минусы. Интерес к разработке месторождений есть, многое зависит от экономической целесообразности.

Сам по себе исход жителей из моногородов, которые концентрировались вокруг тех или иных предприятий, не проблема для реализации новых инфраструктурных проектов. Можно вспомнить пример Амурского газоперербатывающего завода (ГПЗ), при строительстве которого было создано несколько вахтовых посёлков для строителей и сотрудников предприятия. Весь вопрос — в маржинальности проекта и наличии у инвестора средств.

Развитие угольных месторождений в арктической зоне позволит увеличить загрузку судов на Севморпути, говорится в докладе Минприроды. Ключевых проблем тут две: дороги к месторождениям и портовая инфраструктура.

В Республике Коми есть железнодорожная ветка от г. Воркуты до центральной России. Но выхода к побережью нет. Власти Республики Коми активно лоббируют идею строительства железнодорожной ветки между Воркутой и посёлком Усть-Кара на побережье Карского моря. Если такая ветка появится, это даст возможность вывозить уголь с Воркутинского угольного бассейна по Севморпути.

На Таймыре для вывоза угля, добытого на Сырадасайском месторождении, должны построить порт "Енисей", первые объекты собираются открыть уже в 2024 году.

Морской порт "Енисей" сделает направление ещё более перспективным. Транспортировка угля по Севморпути возможна, но требует развития инфраструктуры. Потенциал есть, но многое зависит от готовности инвесторов вкладывать средства в инфраструктуру. Без государственной поддержки реализация проектов может затянуться.

На территории Республики Саха (Якутия) добыто 45 млн. тонн угля – это на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 года, при том, что в прошлом году Якутия стала лидером по объему добычи угля в ДФО. Как отметили в пресс-службе Правительства региона, достичь таких результатов удалось за счет развития Эльгинского угольного комплекса, а также благодаря возросшим мощностям группы компаний «Колмар». На недавно прошедшем форуме «Золотой век Якутии», посвященном 100-летию золотодобычи в республике, глава министерства промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко анонсировал рекорд добычи угля, назвав его историческим в отрасли. Кроме того, министр сообщил о цели крупнейшего угольного инвестора «Эльга» добыть к концу года 28 млн. тонн угля.

На Чукотке ООО «Берингпромуголь» за 10 месяцев 2024 года произвело 1,272 млн. тонн каменного угля на Фандюшкинском месторождении (Анадырский район). Таким образом, компания нарастила результат на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.  В Чукотском автономном округе уже подводят итоги добычи полезных ископаемых.

 

Значение Арктической зоны для России весьма велико, это связано как с наличием огромного потенциала природных ресурсов, так и со значимостью данного региона в геополитической сфере. Несмотря на большие возможности угольная промышленность России может снизить поступательное развитие вследствие принятых против российской экономики санкций.  Для успешного развития угольной отрасли необходимо соответствующее развитие транспортной инфраструктуры, поскольку недостаточный уровень транспортной системы может существенно ограничить дальнейшие перспективы.