Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ.

Введение

На протяжении всей истории своего развития Арктика всегда была областью, которую человечество хотело познать, а затем завоевать. Однако, долгое время, Арктика была недоступной и рассматривалась государствами, как стратегически важная или экономически привлекательная только в далекой перспективе. В настоящее время этот взгляд меняется. Когда сегодня появляется информация об Арктике, ее, чаще всего, упоминают в контексте ресурсов, территориальных споров и растущего военного присутствия. Хотя военное присутствие в Арктике неуклонно росло в последние десятилетия, эта область по-прежнему остается мирной частью нашей планеты по сравнению с другими частями мира, и в научном обществе существует относительный консенсус, что в регионе маловероятно возникновение конфликтов. Однако, необходимо понимать, что, с одной стороны, Арктика - регион великих соперничающих держав, которые находятся относительно близко друг к другу. В Беринговом проливе между Соединенными Штатами и Россией всего в 89 км. Кроме того, Арктика является регионом, наиболее затронутым изменением климата.

В этом контексте следует проанализировать соответствующие стратегические документы арктических государств, подчеркнув выводы о современной роли арктических государств в Арктике. 

Существование Арктики как независимого региона оправдывается внешним конфликтом, путем изучения влияния внешнего конфликта за пределами Арктики на отношения между государствами. Этот конфликт за пределами региона – события Крымской весны 2014 года. Мы обратили внимание на это событие, потому что в конфликт было вовлечено арктическое государство (Россия), а Организация Североатлантического договора (далее НАТО) и ее государства-члены, некоторые из которых определяют себя как арктические государства, категорически выступили против российских шагов и посчитали отношение России нарушением международного права. Поэтому из сегодняшних конфликтов, именно события, произошедшие на Крымском полуострове, скорее всего, повлияют на политики безопасности в Арктике.

Далее, мы рассмотрим стратегии арктических государств, чтобы продемонстрировать, что Арктика - это регион, который следует лишь в минимальной степени связывать с конфликтами в других регионах Мира, и что Россия предлагает исключительно мирный путь развития отношений в Арктическом регионе.

Государственные стратегии

Анализ арктических стратегий восьми арктических государств фокусируется на следующих вопросах:

– как государство оценивает ситуацию с безопасностью в Арктике?

– какие угрозы обнаруживает государство?

– как эти угрозы изменились с 2014 года?

– какую роль играет милитаризация в стратегиях арктических государств?

При анализе стратегий в каждом случае мы рассматриваем заявленную позицию государства во взаимоотношениях с Россией, но мы не анализируем дальнейшие двусторонние отношения. Это связано с тем, что все арктических государств кроме России является членом НАТО и поэтому военное противостояние между ними маловероятно, а с другой стороны, отношения арктических государств с Россией являются ключевыми для решения вопроса о том, можно ли говорить об Арктике как об регионе мира и сотрудничества, не вовлекаемом в политические противостояния в других частях мира.

Норвегия

Премьер-министром Норвегии в период с 2013 по 2021 год была Эрна Сольдберг, президент Консервативной партии. Арктическая политика Норвегии была опубликована в ноябре 2014 года после известных событий на Крымском полуострове, поэтому она уже отражала изменения в политике безопасности.1 В стратегии конкретно упоминается военная составляющая и одновременно важность взаимоотношений и сотрудничества с Россией. Также, примечательно, что Норвегия планирует увеличивать количество военных пограничных постов между Норвегией и Россией и называет контроль норвежско-российской границы одной из основных задач вооруженных сил. О росте милитаризирующей составляющей государства также свидетельствует тот факт, что Норвегия заказала у США 52 новых истребителя F-35, первые из которых уже поступили на вооружение в 2019 году.2

Однако Норвегия в конечном итоге сохраняет намерения сотрудничать с Россией, хотя ее подход в этом направлении все еще остается осторожным. Готовность к сотрудничеству также демонстрируется тем фактом, что в 2011 году двум странам удалось завершить сорокачетырехлетний территориальный спор, начавшийся еще в 1974 году из-за границы в Баренцевом море. Соответствующая территория составляет 175000 км2 и имеет большое стратегическое и экономическое значение. Эта территория доступна для единственного круглогодичного незамерзающего порта России Мурманск, а также является входом в Северный морской путь (далее СМП). Кроме того, по оценкам России, в регионе имеется 5,8 трлн м3 извлекаемых запасов газа и еще 2,7 млрд баррелей нефти.

В 2021 году, все еще находясь под контролем консерваторов, Норвегия опубликовала свою последнюю арктическую стратегию, Арктическую политику норвежского правительства.3 Эта стратегия описывает гораздо более мрачную ситуацию в области безопасности, чем любой канадский или даже норвежский документ 2014 года. Стратегия фокусируется на России. С одной стороны, она указывает на то, что российско-норвежские отношения значительно развились за последние тридцать лет в нескольких областях: рыболовство, научные исследования, окружающая среда, спасание, ядерная безопасность, здравоохранение, образование, бизнес, энергетика, культура и дела коренных народов. Кроме того, был создан двусторонний комитет по рыболовству, ядерной безопасности, экономическому сотрудничеству и защите окружающей среды. Однако в стратегии также подчеркивается, что из-за событий Крымской весны Норвегия приостановила двустороннее военное сотрудничество с Россией, за исключением вопросов, касающихся морской безопасности, противовоздушной обороны и северной стабильности. Однако прямой контакт между норвежским верховным командованием и российским Северным флотом поддерживается, и участники российско-норвежской береговой охраны, пограничной охраны и поисково-спасательных операций продолжают сотрудничать. Механизмы Конвенции о морских инцидентах также были сохранены и дальнейшим образом развиваются. Эти переговоры были успешно завершены в 2021 году, и стороны договорились по нескольким вопросам. Соглашение распространяется на корабли и военные самолеты, находящиеся в двенадцати морских милях от территориальных вод, и были приняты дополнительные меры для повышения прозрачности этого решения.4 В стратегии также подчеркивается тот факт, что прямые каналы связи были установлены между высшими военными руководителями России и Норвегии с 2019 года, и делается вывод о том, что в текущей ситуации особенно важно и далее развивать контакты такого рода в области обороны.

Однако стратегия 2021 года никоим образом не ограничивается анализом политики безопасности в Арктике, поскольку это лишь одна из восьми глав. Что касается международной системы и международных отношений, подчеркивается, что Арктика является мирным регионом, где государства проявляют готовность сотрудничать и разрешать возникающие проблемы в соответствии с принципами международного права.

Таким образом, в данном случае, мы видим, что внешний конфликт оказал прямое влияние на регион и его безопасность, в чем сыграли роль два фактора. С одной стороны, Норвегия и Россия являются пограничными государствами, что может объяснять, почему Норвегия более чутко отреагировала на события Крымской весны, но, как указывается в стратегии, даже после произошедшей ситуации, военное сотрудничество между двумя странами не прекратилось, и стороны достигли другого соглашения (как мы видели в контексте Конвенции о морских инцидентах). Таким образом, утверждение о том, что стабильность региона слабо или совсем не зависит от внешнего конфликта, не опровергается ослаблением норвежско-российского военного сотрудничества, а, напротив, подтверждается, хотя влияние конфликта было заметно. 

Дания

Стратегия Королевства Дания для Арктики 2011 - 2020 года, опубликованная в 2011 году, может быть связана с деятельностью правительства меньшинства, во главе с премьер-министром Ларк Лёкке Расмуссеном, а также министром иностранных дел и заместителем премьер-министра Лене Эсперсен, которое состояло из Либерального альянса и Консервативной народной партии.5 Согласно своей стратегии, Дания также увеличила свое военное присутствие в регионе и предусмотрела четыре новые инициативы для армии: создание общего командования арктических сил, создание арктических сил реагирования, анализ риска роста трафика в окружающих водах и наконец, сформировала к 2014 году, всесторонний анализ будущих военных задач.

Кроме того, в стратегии указано, что Дания считает осуществление суверенитета приоритетом для армии. Важность сотрудничества с Россией также следует подчеркнуть в датской стратегии. В контексте датско-российского сотрудничества стратегия также поднимает вопрос о возможности научного сотрудничества, обмена информацией в контексте устойчивого развития и сотрудничества сил обороны.

В 2018 году датское правительство заключило соглашение полного спектра с другими оппозиционными партиями (Социал-демократической партией, Датской народной партией и Социал-либеральной партией) под названием «Соглашение об обороне 2018-2023», которое устанавливает направление развития датских военных до 2023 года. Анализ всего документа выходит за рамки исследования, поэтому здесь мы рассмотрим только вопросы, связанные с Арктикой. 

Арктическая зона, затронутая изменением климата - место, где всеобщая активность государств возросла и будет специально рассмотрена для будущего датского арктического военного участия. Согласно документу, регион станет геополитически более ценным в будущем, но датская цель - поддерживать мирные условия сосуществования в регионе. В соглашении Россия упоминается только один раз, как вызов НАТО с Востока, в разделе анализа глобальной ситуации в области безопасности.

Швеция

Шведская стратегия 2011 года может быть связана с правительством Либерально-консервативной коалиции (Умеренная партия, Партия центра, Либеральная народная партия, Христианские демократы) во главе с Фредриком Рейнфельдтом. Согласно шведской стратегии, для Арктического региона, «Швеция должна подчеркнуть важность подхода, основанного на безопасности в самом широком смысле, и что использование гражданских инструментов предпочтительнее военных средств».6 Что касается ситуации с безопасностью, стратегия подчеркивала, что проблемы носят не военный характер, а скорее экологический, связанный с изменением климата. В Стратегии Россия упоминается в ряде пунктов, не как угроза, а просто как одно из других арктических государств. Стратегия Швеции для Арктического региона в 2020 году была выпущена социал-демократом Стефаном Лёвеном. Что касается использования военной силы, в документе говорится, что правительство продолжит укреплять военный потенциал Швеции для работы в северных частях Швеции и соседних районах. Другая формулировка смягчается заявлением о том, что правительство будет работать над тем, чтобы Арктика оставалась регионом с хорошо функционирующим международным сотрудничеством, а также государства соблюдали международное право, включая морское право. Интерпретация вызовов безопасности различается в стратегиях 2011 и 2020 годов. В то время как в 2011 году шведская стратегия утверждала, что проблемы безопасности в регионе не носят военного характера, стратегия 2020 года уже видит риск конкуренции вооружений в регионе и подчеркивает растущую важность военного участия. Стратегия 2020 года подчеркивает, что, хотя отношения между западными государствами и Россией за последние годы ухудшились, Арктический совет по-прежнему характеризуется конструктивным духом и сотрудничеством, а сотрудничество с Россией, которое с началом Специальной военной операции 24.02.2024 г. (далее СВО) было приостановлено, является важным, особенно в областях, касающихся экологических проблем в Арктическом совете, в Совете Баренцева сотрудничества, а также на двусторонней основе. Стратегия относит российское вооружение к защите российских территорий и не рассматривает его как угрозу. Название Россия упоминается в шведском документе сорок семь раз, но ни в одном из них не упоминается как угроза - даже в контексте милитаризации. Эти выводы явно демонстрируют уверенность в том, что государства Арктического региона способны действовать независимо от остального мира при решении своих локальных проблем и перспективных задач.

Исландия

Для Исландии вместо стратегического документа следует использовать решение, принятое в 2011 году, в парламентской резолюции об арктической политике Исландии, коалицией Социал-демократического альянса и Лево-зеленого движения во главе с премьер-министром Йоханной Сигурдардоттир.7 Один из 12 принципов политики (9-й) гласит, что Исландия выступает против всех форм милитаризации Арктики и что безопасность может и должна быть гарантирована только гражданскими средствами. Это решение, кстати, следует из многолетнего опыта Исландии. Несмотря на то, что Исландия стала членом НАТО, она участвует в военном крыле организации только в качестве наблюдателя.

Финляндия

Финляндия также является страной с четкой разницей в своих подходах до и после событий Крымской весны 2014 года. В 2013 году правоцентристское правительство во главе с премьер-министром Юрки Катайненом опубликовало Стратегию Финляндии 2013 года для Арктического региона, в которой было указано, что экономика, образование и окружающая среда играют большую роль в целостном подходе к данному направлению.8 Что касается стабильности в Арктике, акцент должен быть сделан на готовности и тесном сотрудничестве между властью, промышленностью, научно-производственными объединениями и широкой общественностью. Стратегия уделяет мало внимания военному аспекту безопасности. В ней говорится, что военный конфликт в регионе маловероятен и что Россия говорит только о сотрудничестве со странами Арктического региона. Никакие другие военные вопросы в этой Стратегии не поднимаются. В 2021 году правительство во главе с премьер-министром Санной Марин и правительством Социал-демократической партии опубликовали новый стратегический документ для страны под названием Стратегия Финляндии для арктической политики.9 Этот документ был написан в совершенно ином духе, о чем свидетельствует тот факт, что если Стратегия 2013 года посвящает вопросам политики безопасности только одну страницу, Стратегия 2021 года анализирует текущую ситуацию в области безопасности почти на десяти страницах сразу после определения её целей. Стратегия также фокусируется на России, подчеркивая, что Россия напрямую повлияла на ситуацию в области безопасности в соседнем регионе посредством возврата Крыма в свой состав, и указывает, что Россия увеличивает свое военное присутствие в Арктике, чтобы защитить свои экономические интересы и СМП. В то же время в Стратегии говорится, что региональное сотрудничество в Арктике укрепилось с момента выхода предыдущей Стратегии. И хотя Стратегия 2021 года указывает на изменения в среде безопасности с 2014 года, она не считает ее достаточной для того, чтобы воспринимать как угрозу, и отдавать ей приоритет, даже при распределении ресурсов.

Канада

Стратегия Канады в Арктике в преддверии событий, произошедших на Крымском полуострове - Северная стратегия Канады: наш Север, наше Наследие, наше Будущее.10 Стратегия вышла в 2009 году, когда премьер-министром Канады был консервативный Стивен Харпер. По его словам, «первым и главным приоритетом нашей Северной стратегии является защита нашего Арктического суверенитета». Эта линия мысли также присутствует в стратегии: один из ее четырех столпов касается непосредственно осуществления арктического суверенитета. В рамках этого стратегия также рассматривает необходимость увеличения военного присутствия и развития инфраструктуры и оборудования. Она подчеркивает важность наземного, морского и воздушного патрулирования и считает стратегической задачей создание Военного учебного центра на суше в заливе Резольют, а также предоставление подразделений канадских рейнджеров, глубоководных портов, топливных объектов и новых ледоколов в море для службы Береговой охраны Канады. Канада также желает работать с другими государствами и не видит в России угрозу. Россия упоминается только в связи с совместным исследовательским сотрудничеством, подписанием совместного меморандума о правах меньшинств и Декларацией Иллулисати. 

Самая последняя канадская стратегия, касающаяся Арктики - «Структура арктической и северной политики Канады», которая вышла в 2019 году11. Эта стратегия была выпущена уже не предыдущим консервативным руководством, а администрацией во главе с Либеральной партией и Джастином Трюдо. Значительным сдвигом по сравнению с документом десятилетней давности является отход на второй план суверенитета и военного укрепления региона, которые в рамках 2019 года будут заменены отношениями между коренными народами Канады и Канадским правительством. В стратегии подчеркивается, что существуют надежные правила, нормы и институты, которые регулируют, в том числе, и международные дела. С точки зрения правовой базы, в дополнение к Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (далее UNCLOS), документ выделяет международные и двусторонние соглашения, которые затрагивают Арктику и имеют обязательную силу. Стратегия затрагивает военные вопросы лишь в ограниченной степени, а Россия упоминается лишь один раз в связи с созданием Инуитского Арктического совета, да и то в сноске. В международной главе рассматриваются цели, изложенные в стратегии в международном контексте. После краткой оценки ситуации сначала рассматривается роль Арктического совета, а затем других членов «прочной» международной Арктической системы. В стратегии подчеркивается, что регион очень важен геополитически и станет еще важнее из-за более легкого доступа к арктическим водам из-за изменения климата. Стратегия направлена на регуляризацию двусторонних встреч США и Канады и на построении новых основ для российско-канадских отношений по вопросам коренных народов, научного сотрудничества, окружающей среды, транспорта и спасательной деятельности, поскольку общие интересы, приоритеты и проблемы управляют Канадой и Россией. Мы видим, что, хотя стратегия Канады 2009 года была построена на весьма реалистичной основе, новая стратегия десять лет спустя, казалось, была «продиктована» самим Джозефом Найем, поскольку другие, более либеральные политические предпосылки и убеждения, продолжают оставаться достаточно сильными. Это также отражено в подходе к политике безопасности двух стратегий. Либеральный подход 2019 года полностью осознает геополитическую значимость региона и влияние изменения климата на геополитику, которое не только намекает, но и текстуально фиксирует это. Однако Канада не считает, что Россия представляет для нее угрозу, и стремится к широкому сотрудничеству с Россией. В этой связи Крымская весна не повлияла на восприятие Канадой проблем политики безопасности региона.

Соединенные Штаты Америки

В Соединенных Штатах смена администрации также повлекла за собой изменения в арктической политике. Администрации Буша и Обамы не уделяли особого внимания региону и пренебрегали инфраструктурой и военными разработками. В отчете Министерства обороны за 2011 год говорилось, что вооруженный конфликт в регионе маловероятен в обозримом будущем и что существующая инфраструктура соответствует краткосрочным и среднесрочным интересам национальной безопасности. В 2013 году администрация Обамы выпустила стратегический документ, Национальную стратегию для Арктического региона.12 Стратегия рассматривает регион как зону, свободную от конфликтов, где страны работают вместе в духе доверия и сотрудничества. В документе также не рассматривается отдельно Россия, она упоминается только в сноске в связи с Арктическим советом. В арктической среде Соединенные Штаты стремятся достичь трех основных целей: продвигать собственные национальные интересы, ответственно управлять регионом и укреплять международное сотрудничество. По мере того, как администрация Трампа приближалась к региону, в первую очередь с точки зрения безопасности и экономической политики, его значение стало расти. Было начато строительство ледокольного флота, были предусмотрены операции по обеспечению беспрепятственного судоходства (FONOP, принцип обычного международного права) в Арктике, а также рассмотрено увеличение военного присутствия и развитие инфраструктуры в Беринговом море.

В 2019 году Управление по вопросам безопасности обороны выпустило Арктическую стратегию Министерства обороны,13 которая комплексно описывает обстановку безопасности. С одной стороны, в ней указывается, что сотрудничество имеет давнюю традицию в регионе, и вероятность возникновения там конфликта достаточно невелика, но с другой стороны, она обращает внимание на ряд стратегических тенденций, которые могут поставить под угрозу интересы США и подорвать стабильность в регионе. Ключевая динамика, определяющая развитие в Арктическом регионе, и отмеченная в стратегии, заключается в следующем:

– изменения в физической среде;

– многостороннее сотрудничество по общим интересам и проблемам;

– статус арктических морских путей;

– рост военной активности;

– манипулирование управлением Арктикой через экономическую силу (Китай).

Значительное изменение по сравнению со Стратегией 2013 года и Арктической стратегией большинства других северных государств заключается в том, что документ рассматривает Россию (наряду с Китаем) в центре внимания. Утверждение о том, что военная активность в регионе растет, исходит в первую очередь из российских действий, и утверждается, что Россия бросает вызов основанному на правилах Арктическому региону, поскольку она стремится регулировать деятельность СМП. В ответ на российский (и китайский) вызов Стратегия направлена на увеличение арктических учений и подготовки к ним, а также на развитие инфраструктуры. Стратегия также определяет интересы США в регионе в трех пунктах. С одной стороны, Арктика интерпретируется как часть территории государства, где оно может осуществлять свои права суверенным образом, поэтому США имеет право защищать свою территорию. Стратегия также рассматривает Арктику как общий регион, что также означает, что в регионе есть общие интересы с точки зрения безопасности и стабильности, и что Соединенные Штаты должны быть готовы к вмешательству, чтобы сохранить баланс сил в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе. В-третьих, Стратегия предполагает, что Арктика является зоной серьезной и всеобъемлющей конкуренции, и что Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы продолжать поддерживать свои глобальные возможности развития, свободу навигации и полетов, одновременно ограничивая усилия Китая и России по навязыванию своих стратегических интересов в регионе.

Россия

Позиция России по арктическому направлению хорошо отражена в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», который был утвержден Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.  В сферу интересов Российской Федерации входило «осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации».14 Суть российской позиции, таким образом, заключается в том, что, хотя Россия открыта для сотрудничества с арктическими государствами, ее действия всегда будут соответствовать и исходить из российских интересов, несмотря на то, что это даже может означать будущую конфронтацию. Интересы Российской Федерации точно отражены в самой Стратегии:

– Арктика как ресурсная база, обеспечивающая решение экономических и социальных проблем России;

– поддержание мира и сотрудничества в Арктике;

– сохранение уникальных экологических характеристик Арктики;

– СМП как единственный транспортный маршрут в Арктике.

На смену документу 2008 года пришли «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», утвержденные Указом Президента РФ от 5 марта 2020 года №164.15

Сравнивая положения 2020 года, принятые в 2008 году, с положениями 2035 года, принятыми в 2020 году, необходимо отметить, что между двумя документами нет никакой разницы с точки зрения экономического статуса, а поддержание мира и сотрудничества остается центральным стратегическим элементом.

В тоже время, обеспечение суверенитета является новым элементом в документе 2020 года. Однако концепция охватывает не более, чем набор целей, уже описанных в предыдущем стратегическом документе, поэтому мы можем ожидать дальнейшей военной и гражданской модернизации в будущем. Россия ужесточила стандарты для военных и гражданских судов, проходящих через ее воды. Так, за 45 дней до предполагаемого рейса необходимо указать название судна, цель рейса, маршрут и его продолжительность, при этом Россия оставляет за собой право отказать во входе в СМП в любое время.

Новые правила частично обусловлены увеличением морского движения, но, что более важно, интересом России в своей способности сохранять контроль над торговым судоходством.

Российские военные учения по-прежнему проводятся в Арктической зоне Российской Федерации и интенсивность этих мероприятий, с большой долей вероятности, в будущем будет возрастать. В контексте Стратегии России можно рассматривать не только мнение России, а также отношение страны к другим арктическим государствам. В 2007 году, президент РФ Владимир Путин, приказал патрулировать Северный Ледовитый океан, что привело к появлению в этом районе стратегических бомбардировщиков (Ту-95, Ту-160, Ту-22М3). Северный флот, дислоцированный на Кольском полуострове, в последние годы претерпел значительные изменения, в первую очередь в отношении своей подводной составляющей. Его основная цель - усиление ядерного сдерживания. В 2008 году Россия объявила, что военные корабли снова будут патрулировать Северный Ледовитый океан. Российскими учеными также был разработан беспилотник, который может работать в арктических условиях (от -30 до 55 градусов по Цельсию) и может приземляться на воду и подниматься с нее. Официально ему отведены спасательные функции, про ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) В Арктике, однако он может быть использован и в военных целях.16 Ввиду всего этого российское военное строительство не может и не должно интерпретироваться как провокация, поскольку практическая тенденция этого не поддерживает, а научные исследования российских ученых в Арктике также продолжают возрастать в своем объеме. 

Кроме этого, Арктика играет ключевую роль в российской экономике. На Арктику приходится 91% добычи природного газа в России, 80% запасов природного газа страны, 90% ее шельфовых запасов углеводородов и большая часть ее рудных месторождений. Также, в этом районе добывают латунь, олово, уран и фосфаты. По данным на 2006 год, в Арктике насчитывалось 25 шахт и новые шахты продолжают открываться и по сей день. Например, Росатом планирует открыть литиевые рудники стоимостью 800 миллионов долларов в Сибири,17 а Кольский полуостров богат апатитами, алюминием, железной рудой, слюдой, титаном, медью, никелем, кобальтом, флогопитом и вермикулитом. Россия в отношении Арктики также рисует картину государства готового к международному сотрудничеству. В регионе действительно есть территориальные споры, но Россия традиционно решает и готова решать их в будущем на основе международного права и в рамках международной системы. 

Россия (впервые) подала свою заявку в 2001 году, ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS), утверждая, что перевал Ломоносова и перевал Альфа-Менделеева являются частью Сибирского пьедестала. ООН отклонила российский запрос, поскольку у нее не было достаточно данных, подтверждающих российские претензии. В 2013 году Россия подала заявку на Охотское море, которая была получена компетентным комитетом в 2014 году. В 2015 году Россия повторно подала свою заявку 2001 года, дополненную результатами нескольких лет исследований,18 которые она затем дополнила в 2021 году. Новые территориальные претензии России уже частично совпадают с требованиями Канады и Дании, что предвосхищает конфликты в регионе и растущую значимость региона в политике безопасности.

Что касается российских вооружений, часто подчеркивается, что Россия имеет самый большой ледокольный флот, а также использует атомные ледоколы. Из-за своего географического положения многие российские поселения просто полагаются на возможности ледокольного флота, поскольку это единственный способ доставки грузов, включая продукты питания. Хотя нельзя отрицать, что ледоколы могут проходить перед военными конвоями, поэтому их можно считать устройством двойного назначения, это не является основной задачей ледокольного флота. Конструкция и двигательная установка ледоколов также отличаются от других судов, поскольку им требуется гораздо более мощная двигательная установка. 

Что касается транснационального сотрудничества, то в целях недопущения перелова рыбы Россия, США, Канада, Дания и Норвегия в 2015 году добровольно согласились запретить коммерческий промысел в Северном Ледовитом океане (за исключением промысла в исключительной экономической зоне). С тех пор к конвенции присоединились новые члены: Европейский союз, Китай, Япония и Республика Корея.19 Впоследствии США, Китай, Япония, Россия, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Республика Корея и Европейский союз договорились о совместных исследованиях с целью предотвращения перелова рыбы, что стало основой для развития предыдущего соглашения. Также планируется создать орган по регулированию неконтролируемого вылова рыбы и разрешению рыболовных споров.

В связи с ростом трафика через Берингов пролив, в 2018 году США и Россия совместно предложили создать добровольные судоходные маршруты через Берингов пролив и Берингово море, что было принято Международной морской организацией и вступило в силу в 2018 году.20

Наконец, Арктика является одним из немногих мест на Земле, где могут встречаться и представители военных кругов ведущих стран мира. Так, в сентябре 2021 года Майк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, и Валерий Герасимов, главнокомандующий Российскими Вооруженными силами, встречались в Финляндии.21 Для решения возникающих проблем в этом районе встречаются не только военные лидеры, но и представители Береговой охраны, которая квалифицируется как военизированная организация. В 2021 году Береговая охрана США и Морская спасательная служба России договорились согласовать и обновить свои планы по предотвращению загрязнения морской среды в Беринговом море. Соглашение было достигнуто и вскоре после этого, Береговая охрана США и российские пограничники совместно с представителями Морской спасательной службы России патрулировали морские границы двух стран. В январе 2021 года американское судно Polar Star провело совместное учение по организации связи и взаимодействия с российскими самолетами. Ожидается, что и в будущем, подобные контакты и сотрудничество будут продолжены.

Выводы

Существование Арктики как зоны мира и сотрудничества, на который не влияют или влияют только в минимальной степени конфликты в других регионах, было подтверждено анализом, приведенным выше. Рассматривая восприятие арктических государств на территорию Арктики на стратегическом уровне до 2014 года и после 2014 года, можно сделать общий вывод, что эти страны также стратегически признали, что ситуация в глобальной политике безопасности значительно изменилась за последние годы. И хотя это все является региональными проблемами, которые беспокоят страны Арктического региона, наиболее насущными из них, являются проблемы изменения климата и поддержание взаимного сотрудничества. Следует отметить, что в качестве воздействия, хотя и минимального, как на государственном, так и на наднациональном уровнях, наблюдалось замедление арктической интеграции и спад в некоторых областях, особенно в военном сотрудничестве. Однако, оценивая результаты исследования, события Крымской весны 2014 года нельзя рассматривать как поворотный момент для Арктики, который нарушил бы мирные процессы сотрудничества в регионе. Сам Арктический регион крайне важен для России, как экономически, так и стратегически, и страна действует соответственно. И главное здесь - обеспечение стабильности развития региона, чтобы использовать его экономический потенциал. И хотя Россия увеличила свои военные возможности в регионе, она не использует их в спорных случаях. В конфликтах она предпочитает переговоры, отдает приоритет положениям международного права и подчиняется решениям международного режима в территориальных спорах.

 

В свою очередь, СВО, которая началась 24 февраля 2022 года и продолжается по настоящее время, несколько напрягла отношения между странами региона, тем не менее, Арктика по-прежнему продолжает оставаться территорией диалога для всех заинтересованных участников. На основании изложенного можно высказать уверенность, что неожиданные, но глобальные последствия изменения климата не приведут к конфликту в Арктике и Арктика останется в итоге такой же мирной и устойчивой.