Журнал «Нефть и Капитал» на своем сайте сообщает, что британская компания Ambrey, специализирующая на безопасности морских перевозок, признала, что теракты на нефтеналивных судах, которые посещали российские порты, могли быть проведены иностранными структурами, подразумевая структуры государственные.
В Италии уже обвинили Киев в подрыве нефтеналивного судна Seajewel 27 февраля. На этом танкере, в трюмах которого находилось сырье из РФ, взрывы были ниже ватерлинии. Обошлось без разлива нефти, но если бы он был, то пострадали бы лучшие итальянские курорты, и пляжный туристический сезон был бы полностью сорван.
В Риме считают, что заинтересованность в этих экологических катастрофах могла быть только у Киева.
Компания Ambrey 07/03/2025 на своем сайте разместила доклад «ЦИРКУЛЯР УГРОЗ AMBREY – УВЕЛИЧЕНИЕ УГРОЗЫ ТОРГОВОМУ СУДОХОДСТВУ, ЗАХОДЯЩЕМУ В РОССИЙСКИЕ ЭКСПОРТНЫЕ ЦЕНТРЫ НЕФТИ».
A. Краткое содержание
Весьма вероятно, что государственный субъект нацелился на танкеры с сырой нефтью/нефтепродуктами, заходящие в Россию. Нескольким судам был нанесен ущерб, указывающий на морские мины. Ambrey известно по крайней мере о четырех танкерах и одном судне для перевозки генеральных грузов, которые были нацелены.
Большинство судов пострадали от множественных взрывов в кормовой части, около машинного отделения и машинного отделения, а также под водой. Весьма вероятно, что атаки были направлены на полную потерю судов.
B. Инциденты
AMBREY оценивает, что весьма вероятно, что государственный субъект преднамеренно нацелился на торговые суда, заходящие на российские объекты экспорта нефти, включая порты Новороссийск и Усть-Луга по крайней мере с декабря 2024 года. Торговые суда, заходящие в эти порты, получили повреждения, соответствующие морским минам. Одно из судов затонуло в Средиземном море, второе было повреждено у берегов Мерсина, Турция, и одно получило повреждения в Ливии. Одно судно подверглось взрыву, находясь на якоре в Усть-Луге, Россия, и частично затонуло. AMBREY оценил, что, весьма вероятно, географические места взрывов в значительной степени несущественны - преступники, вероятно, нацелились на судоходство за заходы в российские порты с задержкой срабатывания взрывателей.
Морские мины не были обнаружены, поэтому мы не можем быть уверены в их использовании, но ущерб и время нескольких одновременных взрывов весьма указывают на это оружие. Атаки, вероятно, были направлены на полную потерю судов. Во всех этих случаях было множество взрывов, и было слышно 2-4 поврежденных участка или взрыва. Одной хорошо установленной морской мины было бы достаточно, чтобы вызвать конструктивную полную потерю. Все взрывы также были подводными.
Морские мины наносят больший ущерб под водой. В этих недавних инцидентах отверстия судов были описано как имеющие размер от 1 м x 0,8 м до 4 м x 2 м. Поскольку они были размещены под водой, они, скорее всего, были размещены, когда суда дрейфовали или стояли на якоре. Они были бы размещены водолазами, возможно, с использованием транспортных средств для доставки пловцов. Крайне маловероятно, что морские мины будут размещены, когда судно находилось в порту, учитывая связанные с этим риски, но есть возможности на пути в порты/из портов, когда суда достаточно замедлились, чтобы водолазы могли прикрепить блюдца. Морские мины могут иметь механические или другие типы взрывателей замедленного действия, которые могут быть настроены на взрыв через несколько дней, даже недель.
С. Анализ
AMBREY изучил кадры осмотра корпуса, снятые после недавних взрывов, которые предоставили явные доказательства наличия морских мин. На кадрах были обнаружены большие бреши в обшивке корпуса, металл деформировался внутрь, а также были видны явные срезы вдоль нахлесточных соединений, что свидетельствует о высокоинтенсивных внешних взрывах.
Важно отметить, что ни один из затронутых танкеров не был под санкциями или не входил в отраслевой «теневой флот». Этот вывод подчеркивает, что угроза не ограничивается исключительно судами, находящимися под санкциями или отраслевым «теневым флотом». Кроме того, доказательства убедительно свидетельствуют о том, что субъект угрозы не различает суда, перевозящие российскую нефть, и суда, перевозящие нероссийские углеводороды. Два из затронутых судов ранее загружались на терминале КТК в Новороссийске, который в основном экспортирует казахскую нефть через некоторую российскую инфраструктуру. Таким образом, AMBREY оценивает, что все суда, заходящие в российские порты для загрузки углеводородной продукции, подвергаются потенциальному риску нападения, независимо от их владельца, флага, происхождения груза или эксплуатационного профиля.
В настоящее время эти атаки не имеют достаточного объема, чтобы угрожать российскому экспорту, но, скорее всего, приведут к увеличению премии за военный риск. Они произошли на фоне российских ракетных атак на торговые суда в украинских портах. Эти атаки, вероятно, продолжатся, учитывая, что обе стороны нацелены на критически важную национальную инфраструктуру друг друга и важность морского сектора для экономик друг друга.
D. Области беспокойства
AMBREY оценивает, что весьма вероятно, что взрывчатые вещества были размещены на судах во время дрейфа периодов, когда суда были неподвижны и особенно уязвимы для подводных подходов.
Кроме того, учитывая географическое распределение пострадавших судов — охватывающее как Черное море, так и Балтийское море — AMBREY оценивает весьма вероятно, что использовались несколько мест.
AMBREY рассмотрел рейсы каждого из целевых судов, чтобы определить вероятные места, где были размещены морские мины.
E. Российский ответ
AMBREY знает, что российские портовые власти теперь проводят инспекции корпуса по прибытии судов. Это почти наверняка обнаружит морские мины, если они будут установлены до захода в порт. Что касается Балтийского моря, это, вероятно, будет эффективным, учитывая схемы дрейфа. Однако в Черном море это неполное смягчение, поскольку, возможно, более вероятно, что мины будут установлены после захода в порт.
Кроме того, Россия возобновила ракетные атаки на суда, заходящие в украинские порты. Этот карательный ответ может так же легко спровоцировать дальнейшие атаки на суда, заходящие в российские порты, по спирали эскалации.