Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, СПб государственный университет, кандидат технических наук, доцент
Глава государства пожелал успехов на выборах главы региона, и заодно попросил сохранять выбранный темп работы. Для Цыбульского, чей регион в АЗРФ стал за последние годы одним из аутсайдеров по целому ряду социально-экономических показателей, поддержка президента, высказанная в ходе встречи в Кремле, архиважна. По сути, это означает зеленый свет на переизбрание, а также снимает все домыслы и слухи вокруг досрочной отставки Цыбульского.
Показательно, что на встрече с Путиным речь шла не только о положении дел в регионе, но и поддержке участников СВО в Архангельской области. Для любого губернатора этот показатель стал одним из ключевых в KPI. Поморье пока справляется с данным направлением.
Главные болевые точки, по признанию самого губернатора, это отток населения и состояние дорог. «Подловил» президент Цыбульского и на фактической ошибке: глава региона настаивал на увеличении инвестиций у резидентов АЗРФ, тогда как Путин заявил об их сокращении в абсолютном отношении. В завершении президент посоветовал эффективнее работать над повышением уровня доходов населения. Выданный кредит доверия Цыбульскому, очевидно, может быть пролонгирован на второй срок, но и спрос с главы Поморья будет повышенным.
Владимир Путин на встрече с Александром Цыбульским потребовал создать условия для комфортной и безбедной жизни. Шансом укрепить экономику, сохранить население и обеспечить жителям достойные доходы является развитие стратегического проекта Севморпути (СМП).
Отток населения продолжается, к сожалению. Это все-таки северная область, но это и древние русские земли. Ясно, что для того, чтобы кардинально ситуацию поменять, нужно сделать все для того, чтобы людям жилось там комфортно. Уровень доходов нужно поднимать.
Уровень занятости у вас вырос в два раза. Это предпосылка к тому, что и уровень доходов будет подниматься постепенно — отметил Владимир Путин.
Губернатор, который приехал на встречу с огромным цветным альбомом со статистикой и фото новых объектов, рассказал, что сделано для этого. После падения в 2022 году растет индекс промышленного производства — плюс 7% ежегодно. Зарплата в среднем выросла на 50%. Собственные доходы — вдвое и за пять лет достигли почти 100-миллиардной отметки. «В этом году прогнозируем, что будет порядка 104, и даже больше: экономика растет, промышленность развивается— сообщил Цыбульский.
Прежде всего, по словам главы региона, развитие идет за счет основных отраслей, в том числе благодаря судостроению и судоремонту и развитию Севморпути. «До санкций большинство наших кораблей обслуживались и ремонтировались в европейских портах. Сегодня корабли вернулись в родную гавань. В 2020 году мы ремонтировали 180 судов, в 2024 году — уже 350 в году— доложил губернатор.
Цыбульский хотел было продолжить, что важно сохранить «желание и понимание наших моряков», что ремонтировать корабли нужно именно на российских предприятиях даже после «потепления» отношений Западом, но Президент РФ остановил его:
Послушайте, желания и понимания недостаточно. Надо условия создавать — сказал Владимир Путин.
Возразить на это губернатор не мог и продолжил рассказом про судостроение: построено пять «суперсовременных рыболовецких судов», строятся еще три и четыре пассажирских корабля усиленного ледового класса. «У нас есть островные территории, даже на территории Архангельска, и ежегодно почти миллион человек пользуется услугами пассажирского речного транспорта — пояснил Цыбульский.
Ключевым направлением для Архангельской области является участие в развитии Северного морского пути. Цыбульский сообщил, что товарооборот по СМП вырос на 30% с 2023 года. Налажены контейнерные перевозки по СМП между Архангельском и Шанхаем. «В 2024 году было десять судозаходов, на этот год уже планируем до 20 судозаходов.
Это создает предпосылки для того, чтобы серьезно уже задуматься о реализации стратегического проекта по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск — считает губернатор.
Накануне встречи с Цыбульским Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании оргкомитета по организации празднования 500-летия начала освоения Россией Севморпути. г. Архангельск, наряду с г. Мурманск считается одной из главных баз освоения Арктики и развития СМП.
г. Архангельск занимает одно из главных мест в масштабном развитии Севморпути. И это является одной из основ повышения благосостояния жителей региона, сохранения численности населения, о чем говорил Президент. Это требует развития таких отраслей, как судоремонт, судостроение, решение задач, связанных с логистикой, с перевалкой грузов. Для этого планируется строительство глубоководного порта в Архангельске. Такие изменения требуют развития служб сопровождения — навигации, гидрометеорологии и прочего. Поэтому в целом развитие экономических направлений проекта Севморпути автоматически ведет к решению задач социального характера — это создание рабочих мест, повышение заработных плат. Плюс это положительно скажется на развитии дорожной сети.
В региональном Правительстве состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. На круглом столе рассматривались основные вопросы развития Северного морского пути и Арктической зоны России. В заседании приняли участие представители федеральных структур, государственных компаний и органов власти субъектов РФ.
Как подчеркнул председатель думского Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, Архангельская область выбрана местом проведения выездного заседания неслучайно: Поморье располагает значимым научно-промышленным потенциалом и уверенно сохраняет за собой лидерство среди других арктических регионов страны по количеству реализованных резидентами АЗРФ проектов.
На сегодняшний день успешно запущено более 100 бизнес-инициатив, в рамках которых резидентами вложено почти 33 миллиарда рублей и создано более четырех тысяч рабочих мест. Особое внимание предлагаю обратить на развитие научной сферы – Архангельская область стала одним из инициаторов создания научно-образовательного центра «Российская Арктика», – отметил Николай Харитонов. – Арктическая зона России и Северный морской путь являются не только ресурсной и логистической базой, но и механизмом, определяющим развитие отечественной экономики на ближайшие десятилетия.
Он добавил, что Севморпуть имеет огромное значение для развития транспортной логистики и освоения природных ресурсов Арктики. Главным показателем эффективности СМП служит постоянно растущий объем грузов: в 2024 году он составил почти 38 млн тонн. Вместе с тем имеется ряд задач, требующих дополнительного правового и административного регулирования. Это касается грузовой базы, маршрутов транспортировки, портовой инфраструктуры, развития флота, решения кадровой проблемы, совершенствования социальной сферы.
Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов напомнил, что в настоящее время арктическое пространство находится в фокусе международного внимания.
Северный морской путь имеет возможность стать одним из глобальных маршрутов, соединяющих Азиатский регион с Европой. Все страны-экспортеры внимательно смотрят на перспективу развития СМП. Мировые морские перевозки плотно связаны с развитием мировой экономики. Для дальнейшего роста объема перевозок по Севморпути необходимо полностью создать соответствующую инфраструктуру. И создавать ее надо опережающими темпами, параллельно обеспечив круглогодичную перевозку по маршруту– сказал он.
Первый заместитель губернатора – председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев отметил, что Арктика – регион с колоссальными экономическими возможностями, с которым связаны укрепление энергетического потенциала России, расширение ее логистических возможностей и обеспечение национальной безопасности.
Морской порт Архангельск – это стратегический опорный порт Западной Арктики, обеспечивающий выход в Белое море и Мировой океан как в западном, так и в восточном направлении без ограничений. Его проектные мощности составляют 11 миллионов тонн в год, фактически же мы обрабатываем шесть – шесть с половиной миллионов тонн в год. Есть хороший задел для наращивания грузооборота, но для этого требуется расширение пропускной способности подходной автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, – сказал Алексей Алсуфьев.
Он добавил, что подтверждением стратегической значимости порта для развития Севморпути стал утвержденный Правительством РФ комплексный план развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года.
Ключевым пунктом плана является проект по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря, который обеспечит обработку судов с осадкой до 14,5 метра. По словам Алексея Алсуфьева, это позволит дополнительно провозить через порт порядка 25 млн тонн грузов.
По итогам круглого стола составлен перечень рекомендаций и предложений, которые будут дорабатываться парламентским Комитетом по развитию Дальнего Востока и Арктики.